Каждый человек, в зависимости от своих интересов, способностей и потребностей выбирает себе работу. В наше время многие люди выбирают в качестве рода деятельности сетевой маркетинг, видя в этом простой, доступный и интересный способ заработать на жизнь.
Однако рассмотрим его поближе и повнимательнее. Обнаруживается, что это далеко не безобидное занятие, «для заработка». Фирмы, занимающиеся этим видом деятельности, ведут психологической «обработки людей». Так, в материалах обучения одной из таких фирм сказано, что сотрудники, занимающиеся распространением продукции, должны верить в следующее:
- что их фирма – самая передовая в мире в своей области;
- что продукция, которую они распространяют, действительно самая лучшая;
- что полноценно жить без неё невозможно;
- и соответственно, распространяя эту продукцию, они приносят несомненную пользу людям.
Секрет вовлечения людей в «пирамиду» прост. Вновь поступившим на работу людям объясняют, что можно сравнительно легко и быстро заработать на процентах с продаж. Но, для того, чтобы достичь успеха, нужно стать так называемым «стопроцентным потребителем», т.е., обязательно пользоваться самому товарами этой фирмы, соответственно приобретая их по цене ниже рыночной. Потому что аргумент, на который чаще всего «клюют» покупатели – «на себе испытал, проверил». Соблазн велик - не только заработок, но и возможность иметь дешевле «качественный» товар. А фирме выгода – деньги, которые она выплачивает в виде зарплаты, сотрудники частично возвращают обратно в фирму, за её товар, который они считают для себя необходимым. Таким образом, чем крепче зависимость сотрудника от фирмы, тем выгоднее для неё.
Следующий шаг – вовлечение новых людей в пирамиду. Продать товар недостаточно, нужно привлечь покупателя к распространению. Сотрудник, который привёл в фирму нового распространителя, начинает на нём зарабатывать – получает процент прибыли с его продаж. Одновременно он может быть «руководителем» у тех, кого привёл сам, т.е. продвигается по службе.
К чему это всё приводит? А к тому, что любые личные контакты человека с другими людьми переводятся на коммерческую основу. Друзья, знакомые, родственники, коллеги по другим местам работы, учителя и воспитатели детей и даже попутчики в транспорте рассматриваются им уже не как личности, а как потенциальные покупатели, объекты для наживы. Установка на прибыль, полученная в фирме, может быть настолько мощной, что человек теряет всякий интерес к собеседнику, как только понимает, что у него ничего не купят. Из общения уходит искренность, бескорыстие, открытость, разрываются нормальные связи с людьми и подменяются материальной зависимостью.
Человек может и осознавать, что он пребывает в этой зависимости, но не видеть выхода из неё, и это даёт ему повод вводить в зависимость других. Особенно ярко видно вред на примере распространения лекарств – люди готовы отдать любые деньги, чтобы выжить, вылечиться, перестать страдать. Получается, что продающему лекарства… выгодно, чтобы было больше больных, чтобы страдания были сильнее, тогда люди точно не пожалеют денег. Тем более лицемерие, если это делает человек, знающий, что лекарства могут приносить, лишь временное облегчение, а не исцеление. Чтобы заработать своё, нужно скрыть эту правду, или замаскировать её, предлагая более лёгкий путь: «Всё равно не у всех хватает веры…», или «если не получается, почему бы не воспользоваться лекарством». Это значит - отказать человеку в помощи, оставить его в беде, сознательно навредить ради личной выгоды. Ведь человек, который не освободился от причин проблемы, так или иначе обречён страдать. Если он и получит облегчение от предложенного лекарства, то опыт, вызвавший болезнь, перейдёт на другие проблемы, может быть, ещё более сложные. Одним из опаснейших свойств, применения любых лекарств является порождение иллюзии, что проблемы, вызванные проявлениями отрицательных черт характера можно устранить чем-то иным, нежели исправлением характера.
А если речь идёт о распространении косметики – ведётся игра на женском самолюбии, красовании, прихоти: «занимайтесь собой, не жалея средств». Чем больше у женщины развиты эти отрицательные черты характера, тем больше денег с неё можно взять.
Таким образом, при «работе» по распространению товара совершаются следующие ошибки:
- спекуляция;
- обман и самообман;
- корысть;
- сребролюбие – как только человек начинает «делать деньги», ничего при этом, не производя, они очень быстро становятся для него не средством, а целью;
- жадность - чем больше прибыль, тем лучше, так считают все коммерсанты;
- предательство – отказ от помощи людям ради денег;
- страх, что по-другому заработать не получится;
- хитрость – «немного приврать, приукрасить ради заработка не грех»;
- красноречие, с целью, во что бы то ни стало «обаять» покупателя;
- идеализация и суеверие в «могущество» своих работодателей, несомненное «качество» распространяемой продукции;
- двуличность, особенно если распространитель – за красивыми словами о помощи, прячет жажду наживы;
- осквернение дружбы, близости, общения с другими людьми – «общаюсь с тем, кто платит».
Этот список можно продолжать. Распространитель ради своей выгоды намеренно вводит людей в ошибки, заблуждения, способствует проявлению отрицательных черт характера, ведь за это они ему платят. Чтобы разорвать этот порочный круг, надо понять:
- что заработки ценою ошибок и заблуждений не принесут пользы;
- что «выживание» таким способом – это только существование без смысла, деградация, а не жизнь;
- что всегда можно найти честный способ заработать, без вреда другим и себе.
Если быть твёрдо уверенным, что этот путь (как воровство), не подходит ни в коем случае, то сменить работу не составит большого труда.
Ну а дальше выбор за вами.
Колмогорова Е.В.
____________________________________
По материалам сборника "Всю жизнь на цепи " Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2010. - 83с.
© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2010.
© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2013.