Пытаться сделать всё сразу –

значит, ничего не сделать.

Лихтенберг.

Когда не знаете, за что взяться

– беритесь за ум.

А. Рыбников

Snap 2014.04.14 22.4Можно постоянно трудиться, а результатов своей работы не видеть, быть всегда занятым, и при этом многого не успевать. Так бывает, когда в дейст­виях нет системы, определённого порядка. Порой «бурная» деятельность людей, искренне стремящихся к благим целям больше напоминает хаотичное броуновское движение молекул. А жизнь всё ускоряется, и чем больше дел, тем больше суеты. Где же выход? Чтобы использовать средства и свои силы рационально, необходимо определять приоритеты.

Приоритеты – это наиболее важные цели и дела на данный момент времени, то, чему отдается предпочтение и в соответствии с этим определяется очередность действий.

С расстановкой приоритетов приходится сталкиваться каждый день, когда мы планируем дела или делаем покупки. Это может происходить так: хозяйка планирует приготовить обед, сделать с дочкой уроки, сходить за покупками, погулять с собакой, покрасить окно и принять гостей. Вероятно, что все она может не успеть. Как определить очередность дел? Если хозяйка знает, что придут гости, то покраску лучше отложить. А вот сделать покупки и приготовить обед нужно. За покупками можно сходить с собакой, может и с дочкой (прогуляться и пообщаться, девочка может помочь нести продукты и постоять с собакой). К приготовлению еды можно привлечь членов семьи (вместе веселей, быстрей, и пообщаться можно), либо посадить рядом дочку с уроками и проконтролировать, параллельно что-то полезное делая и показывая отдельные моменты. Покраску лучше планировать на такие дни, когда семья намечает уехать из дома. При этом хорошо бы учесть погоду, заранее подготовить краску, кисточки, растворители – что-то купить, попросить, отмыть. Если сознательно устанавливать порядок выполнения дел, а не хвататься за первое, что попалось на глаза, то со временем этозанимает все меньше времени, и при этом допускается меньше ошибок и недочетов.

Snap 2014.04.14 22.55Расстановка приоритетов может быть ежедневным занятием и у детей. Полезно вместе с детьми планировать каждый день, даже если каждый день планы одинаковые. Например, забирая детей из школы, можно определить, сколько времени они гуляют (это связано с количеством уроков, погодой, другими планами). Обговорить, что по возвращению домой нужно переодеться, убрать вещи, помыть руки, согреть еду и поесть. Затем можно помыть посуду, сделать уроки, поиграть, посмотреть мультфильмы и т.д. Так интересно самим определять, сколько времени можно сегодня играть или гулять, чтобы успеть сделать на завтра все уроки и родителям помочь, и поучаствовать в совместных семейных планах. Совсем не то, что делать всё только по указке взрослых, выслушивая вечные понукания, запреты и ворчание. Когда тебя не заставляют, а сам решаешь, чем заниматься, то и обязанности могут быть в радость. Бывает, что уроков задали много. С чего начать: с простого или сложного, с письменного или устного? Прежде всего – то, что задано на следующий день. Конечно, всё индивидуально, но желательно чередовать письменные и устные предметы, чтобы не уставала рука. А если откладывать «на потом» все самое сложное и нелюбимое, может не хватить сил и внимания, чтобы хорошо в этом разобраться. Как раз с этого лучше всего и начать. А чтобы преодолеть «неохоту», можно создать самому себе интерес к «скучным» задачкам и упражнениям: например, нарисовать к ним картинки. Можно попробовать решить вместе с товарищами «мозговым штурмом» или параллельно, сверяя ответы, можно обратиться к взрослым за помощью. Будет ли учение «мучением» или первыми шагами к самостоятельной жизни, зависит от самого ребёнка и от тех старших, которые ему помогают. Закончить занятия можно творческими заданиями по рисованию, музыке, труду. Когда все сделано, и на душе легко, и время не ограничено. и настроение хорошее.

В отличии от детей, взрослым планировать приходится не только время, но и финансовые расходы. Часто не только хочется, но и нужно купить больше, чем мы можем себе позволить. Можно, конечно, сменить работу на более высокооплачиваемую или поискать ещё одну. Но вместе с доходами растут и потребности, и вот уже опять не хватает… Как здесь правильно определить приоритеты? Можно вести тетрадь по семейному бюджету, где уже обозначены приоритетные колонки (оплата за квартиру, телефон, садик, проездной...) и есть графы, которые в один месяц заполняются, а в другой нет или заполняются меньше (продукты, подарки, покупка одежды кому-то из членов семьи...). Но бывает и так: большая часть зарплаты тратится в первые несколько дней, а потом месяц «тянем» кое-как до следующей получки, ограничивая себя, занимая деньги на непредвиденные расходы. Порой покупки делаются, как вздумается, без учёта потребностей близких. Или встретив в магазине то, о чём давно мечтали, не можем удержаться, хотя пришли совсем не за этим. Даже если вещь действительно хорошая и нужная, стоит подумать, обязательно ли её покупать? Что-то можно взять у родственников или знакомых, без чего-то просто обойтись, а есть вещи, которые нужны срочно, иначе дела встанут – тут уж придётся потратиться.

Многим известно высказывание Ромена Роллана: «Всё хорошо лишь на своём месте и в своё время». Попробуем рассмотреть наиболее распространённые ошибки в организации времени.

  1. Распыление – безуспешные попытки «угнаться за всеми зайцами сразу». Результат – перескакивание с одного дела на другое и незаконченные дела.
  2. Ничего не делать, так как дел слишком много: "все равно ничего не успею".
  3. Браться за все дела сразу (поровну), и делать их по чуть-чуть. В итоге видимых сдвигов не получится нигде.
  4. Располагать дела "от простого к сложному" или наоборот, а не по принципу «что нужнее на данный момент времени».
  5. Прислушиваться к своему настроению. И появляются дела, при воспоминании о которых настроение сразу портится, потому и руки до них никогда не доходят.
  6. Забывать о подготовительных этапах.
  7. Браться за первое попавшееся дело, лишь бы что-то делать, хоть с чего-то начать.
  8. Идти на поводу обстоятельств: «как сложится», «куда позовут, туда и пойду», «какой автобус первый придет – туда и поеду».
  9. Определить приоритеты однажды и не пересматривать их долгое время. Например: «Прежде всего – дети» – а они уже подросли, постоянная родительская опека им только мешает.
  10. И другое.

Есть внутренние факторы, которыми человек мотивирует то, что он не выполняет важную работу. Например, нет желания заниматься делом, или мы боимся за него браться, и откладываем, нет опыта подобной работы или не хватает средств и материалов для её выполнения. Всё это мешает увидеть дело, как важное, и своевременно приступить к нему. Есть люди, которые мечтают что-то сделать, годами собираются, но так и не могут сдвинуться с места. А другие каждое решение стремятся исполнить как можно быстрее. Оптимальная организация времени определяется прежде всего желанием жить более полной жизнью, расти и развиваться во всех областях деятельности и на каждом отрезке жизни получать максимальные (по своим способностям на данный момент) результаты. Анализ результатов и способствует улучшению самоорганизации.

Чем может определяться важность дел, как её «измерить»? Как не бывает «ненужных», «лишних» людей, так нет и «неважных» дел – иначе ими просто нет смысла заниматься. Поэтому нужно учитывать обстоятельства, определяющие первостепенность той или иной работы:

  • актуальность дела для других людей,
  • необходимость дела для развития самого человека, его исполняющего,
  • сезонность работ,
  • ограниченность во времени (необходимые сроки исполнения),
  • влияние результата на другие дела в нашем списке, взаимосвязь дел (от выполнения данной работы может зависеть выполнение других),
  • физическое состояние человека на данный момент,
  • наличие людей, которые могут помочь,
  • другие.

Рациональность – это умение организовать выполнение дела без потери времени и сил. Вот некоторые причины этих потерь:

а) Использования неподходящих средств. Можно открывать консервную банку пилочкой для ногтей, а можно найти или попросить консервный нож. Нерационально использовать некачественный или неподготовленный инструмент, несоответствующие материалы – это не только лишние усилия (а иногда повторение одной и той же работы по несколько раз), но и отрицательные эмоции.

б) Неумение договариваться друг с другом. Чаще всего люди действуют не каждый сам по себе, а труд каждого является частичкой какого-нибудь общего дела – семейного, производственного, общественного. Поэтому рациональность труда напрямую связана со взаимопониманием – начиная с того, что, зачем и как делать, и кончая совместными усилиями. Слаженность действий в коллективе может повысить эффективность труда в десятки раз. То, на что одному человеку потребуется весь день, четверо или пятеро могут сделать и за час. Если два человека передадут друг другу опыт, у каждого опыта будет вдвое больше. И так далее – чем больше взаимодействующих людей, тем больше сил, информации, опыта, экономии времени у каждого из них. А у тех, кто договариваться не хочет, «воз и ныне там»... Работу, сделанную без учёта мнения других, скорее всего, придётся переделывать.

в) Выполнение ненужных действий. Например: на рабочем месте беспорядок (не было времени прибрать), и полчаса-час в день уходит на поиск каких-нибудь срочно необходимых вещей. Проговаривание лишних слов (пустословие, ворчание, оправдание, препирательство…). Причиной тому бывает эмоциональное отношение к работе: азартность, боязнь не сделать работу вовремя или качественно. Или другая крайность – лень, отвращение к работе, безразличие и скука.

Считается, что рационально организованный труд – это многолетний опыт, ответственное отношение к работе. Но может быть и так, что и старание есть, и опыт имеется, а организовать работу не удаётся. А бывает и наоборот: опыта нет никакого, но есть желание, интерес, творческий подход, и всё получается хорошо.

Для определения того, рационально ли прошел день, можно задать себе два вопроса: 1) что я делал(а), и 2)что конкретно сделал(а). Если много чего делали, а результат близок к нулю – тогда проанализировать, что из запланированного не выполнено или сделано нерационально, чтобы следующий день прошел эффективнее.

 

 ____________________________________

По материалам сборника "Время не ждет" Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2006. - 83с.

© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2006.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2014.

 


FaLang translation system by Faboba