Не работа красит человека,

а человек работу

- Здравствуйте. Вы узнали меня? Я настольная лампа. Правда уже очень старая, но всеми уважаемая и, надеюсь, любимая. Стою я на столе у одной учительницы и, иногда, присматриваю за ней. Каждый вечер она приходит ко мне, и я помогаю ей проверять тетрадки, писать планы. Настроение у моей хозяйки бывает разное, но чаще всего грустное. Сядет за стол, вздохнет тяжело и начинает просматривать работы учеников. Что делать? Как ей помочь? Не знаю.

Посмотрите, вот и она идет. Здравствуй, хозяйка! Как дела! Молчит. Смотрит на меня пустыми глазами. А ведь я помню, как она летела в школу, как на крыльях. Как скучала на каникулах, когда не видела милые лица своих учеников. Как с нетерпением ждала каждой встречи с ними. Да, было время.

Ведь, если вспомнить юность, она хотела стать именно учительницей. Мечтала всю жизнь посвятить им, своим «цветочкам», растить их, любоваться ими, радоваться их успехам. Почему же теперь её «цветы жизни» вдруг стали «бельмом в глазу».

Может быть, надо просто сменить работу? Конечно! Хозяйка, сколько можно себя мучить!

Какой же будет её новая работа?

Может ей стать бухгалтером? Будет каждый день приходить в офис, заполнять важные бумаги. Здорово! Вот Е.И. тоже работает бухгалтером. Правда, не похоже, что ей эта работа нравится, говорит, что не интересно.

Или лучше стать парикмахером? Будет разные красивые прически делать, а люди, в ответ - ей улыбаться и говорить спасибо. Хотя вот С.А. работает парикмахером, но почему-то работу свою не любит.

Почему же люди перестают любить свою работу?

Ведь они сами ее выбирают? Учатся? Строят какие-то планы? Почему работа становится для них рутиной?

Попробую вспомнить. Когда моя хозяйка окончила институт (О, я помню этот день! Тогда ей и подарили меня!) и впервые вошла в класс, для нее все было ново и необычно. Каждый день приносил какое-то открытие. Но постепенно, узнавая все больше и больше, ей стало не интересно ходить на работу. Почему?

Однажды я услышала, как она, разговаривая по телефону со своей подругой, сказала ей с грустью: «Сегодня мне впервые стало скучно на работе. Потому что я поняла, что все уже знаю! Знаю программу, знаю, как правильно учить детей, использую одни и те же приемы в работе с ними, которые никогда меня не подводят. Из года в год повторяется одно и то же. Родители – дети, дети – родители. Уроки, беседы, педсоветы. А результат… Думаешь, есть результат? Даже благодарности не дождешься. Подарят в конце года цветы и все… Разве об этом, я мечтала в юности?»

Как хотелось мне крикнуть тогда: «Хозяйка, ты ошибаешься! Думая, что знаешь все, ты упускаешь нечто важное, что-то не замечаешь. Ты перестаешь собирать по крупицам опыт других учителей, забываешь, то чему тебя учили раньше, оставляя только несколько действенных приемов. Как скульптор, который отказывается от разнообразных инструментов, а оставляет только молоток. Сможет ли он сделать настоящий шедевр, пользуясь только одним инструментом? Или врач, который лечит всех больных одним и тем же лекарством»

Я то, понимаю, что, отказываясь от крупиц нового, моя хозяйка теряет возможность творить, пробовать, открывать. А ведь если нет открытий, то и нет радости. И тогда, жизнь человека становится скучной и унылой.

Конечно, я понимаю, что той радости, которая была в юности, уже не будет. Радость от познания чего-то нового, от понимания, что ты уже взрослый и можешь принимать самостоятельные решения и т.д. Но на ее смену придет другая. Радость от того, что ты, имея свой багаж опыта, можешь им поделиться с другими людьми, а они, в ответ, помогут тебе разобраться с нерешенными вопросами. Вспомни, ведь и родители приходят, спрашивают, и в учительской постоянно заходит речь о нерадивых учениках и о методах воспитания.

Конечно, я понимаю, что подходя к работе, таким образом, хозяйка ты не всегда можешь сразу увидеть результат. Радоваться и творить, если не видишь результат, несомненно, сложно. Кажется, что ты вкладываешь детям в головы разную науку, стараешься понятнее, интереснее рассказать, а они уходят и все забывают. Но это не так!

Вспомни П.! Ведь этот мальчик в школе был отъявленный озорник, и в том, что он не попал ни в какую неприятность, есть и доля твоего участия. Сколько ты вместе с родителями, искала к нему подход, на уроках беседовала о том «что такое хорошо, а что такое плохо», выстраивала взаимоотношения между детьми и т.д.

И не правда, что дети ВСЕ забывают! Хозяйка, вспомни, когда ты сама поздравляла своих учителей с праздниками? Помнишь? Нет. Ты уже давно не живешь в том районе, где выросла, и на вечера встреч не ходишь. Но в душе твоей живут воспоминания о любимых учителях и, я знаю, что ты очень им благодарна, за то, что, не жалея времени и сил, терпеливо, они помогали усваивать знания, которые потом очень пригодились тебе в дальнейшей жизни. При воспоминании о них внутри тебя разливается солнечный свет, становится тепло и радостно от того, что посчастливилось общаться с такими хорошими людьми.

Все жизнь, на какой бы работе человек не работал, ему приходится собирать знания, применять их, анализировать результаты, исправлять недостатки и выстраивать процесс в систему, делиться своими открытиями и не ждать благодарности, а радоваться самому процессу творчества. Радоваться тому, что есть возможность быть его участником (сравни себя с человеком инвалидом, прикованным к креслу), причем активным, которому дано право что-то менять и улучшать. Стараться так жить, чтобы, как сказал один писатель, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

А нужна ли тогда благодарность? Ведь, если так жить и работать, то на любой работе станет не скучно и интересно. Тебя будут окружать такие же заинтересованные в этом процессе люди, не будет одиночества. Согласись, ведь это гораздо интереснее, чем жить в ожидании благодарности.

А если человек считает, что он достиг совершенства и все знает, то на самом деле это остановка в развитии.

Пора задуматься.

Савченко Т.В.

____________________________________

По материалам сборника "Всю жизнь на цепи " Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2010. - 83с.

© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2010.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2016.


FaLang translation system by Faboba