Способность выбирать есть драгоценнейшее

из свойств разума.

Т. Уальдер

nauka vibiratНужны ли размышления об этике нам – обычным людям? Ведь этика – это наука, особая область знаний, овладение которой требует специального образования. Но в то же время этика есть и нечто большее – элемент культуры, элемент повседневной жизни. О чем идет речь? Послушайте один древний миф, рассказанный древнегреческим философом Протагором в одноименном диалоге Платона.

«…Было время, когда уже существовала земля, но не было еще на ней живых существ. И вот боги создали живые существа в недрах земли. Прежде чем выпустить на белый свет, они приказали титанам Прометею («предвидящий») и Эпиметею («тот, кто думает после») наделить их соответствующими способностями. Эпиметей уговорил Прометея доверить ему эту работу. И стал он распределять среди сотворенных существ способности. Одних он наделил силой, но лишил быстроты, других же, слабых, сделал он быстрыми. Для различных видов животных придумал Эпиметей разную пищу: для одних злаки, для других коренья, так, что хищные существа размножались медленно, а те, кого они пожирают, были очень плодовиты. Придумал также Эпиметей для каждого вида существ защиту от стужи и зноя. Все, казалось, делалось с умом. Но Эпиметей недаром зовется Эпиметеем.

Когда Прометей пришел посмотреть на плоды труда своего брата, он увидел, что все живые существа получили достаточно способностей, чтобы закрепиться на Земле. Все, кроме человека. Он остался без всего: нагой, беззащитный, беспомощный. Чтобы не дать человеку погибнуть, Прометей украл для него у богов огонь и способность к мастерству. Люди научились говорить, строить жилища, добывать пропитание. Но жили они разрознено, и не могли поодиночке бороться с хищниками и стихиями. Когда же люди пытались собраться вместе и построить города, у них ничего не получалось. Раздоры и взаимные обиды отталкивали их друг от друга.

Тогда Зевс, чувствуя, что над родом человеческим нависла угроза, послал на Землю сына своего Гермеса, чтобы ввести среди людей стыд и правду и вражду сменить доверием. Гермес спросил отца, как ему распределить стыд и правду – как все способности или иначе? Все способности были распределены выборочно. И это разумно, ибо одного врача хватает на многих, кто несведущ в медицине. Также необязательно, чтобы все были кузнецами. Зевс ответил, что стыд и правду надо распределить иначе: к ним должны быть причастны все. В противном случае не существовать ни городам, ни государствам».

Таков этот древний и мудрый миф. К этике, морали причастны все. Кому-то чаще, кому-то реже, но всем приходится задумываться над вопросом о дозволенном и недозволенном. К этому нас побуждают сами жизненные обстоятельства.

В сказках и былинах герой оказывается на развилке дорог, каждая из которых сулит что-либо привлекательное (красивую жену, богатство, славу и т.д.), или опасности и смерть, потерю коня, друзей... Ему необходимо выбрать. Эта ситуация – не вымысел. Человек совершает выбор почти постоянно: в мыслях, словах, поступках. Для кого-то это процесс весьма мучительный. Ребенок, разбивший чашку, должен решить очень сложную для него задачу: сообщить об этом родителям или нет. Он хотел бы остаться честным и в то же время избежать родительского гнева. Возникает вопрос: скрыть или сказать правду? Сделать и то и другое одновременно невозможно – надо остановиться на одном.

Юноша, выбирающий профессию, оказывает­ся на таком перепутье, где каждое решение на­столько же ответственно, насколько и привлека­тельно: продолжить ли учебу дальше или пойти на производство, чтобы сразу обеспечить самосто­ятельность и материальную независимость? А если учиться, то где: там, где интереснее, или там, куда проще поступить?

Делать выбор приходится и людям зрелым. У мужчины, не чающего души в своих детях и глубоко уважающего жену, пробуждаются чувства к другой женщине. Как быть?

Перед весьма стесненным в материальных средствах служащим неожиданно открывается возможность получить значительную сумму. Правда, для этого нужно немного отступить от принятых на службе предписаний и правил. Риск – зато будут решены все денежные проблемы.

Человеку, жизнь которого отравлена «незаслуженной» обидой, представляется случай одним разом отомстить своему противнику, отравив жизнь и ему. Всякий ли удержится от соблазна?

Но ведь не только в критических или исключительных случаях возможно такое сочетание различных решений. Такими ситуациями пронизана вся наша с вами повседневная жизнь.

Всякий выбор – это выбор между верным решением и ошибочным, условно говоря – между добром и злом. Но что есть добро, а что зло? На этот вопрос пытаются найти ответ философы. И если философия есть любовь к мудрости, то этику можно охарактеризовать как стремление к жизненной мудрости, к мудрому поведению. А это не зависит от профессии и образования. Во все времена были люди, которые стремились к этому, постепенно постигали, овладевали этой наукой и передавали свой опыт другим. Порой к необразованному старичку шли просить совета со всей деревни, а то и из других деревень не ленились добраться. Мудрый совет этого стоил.

Как научится не ошибаться в выборе? Нужно рассматривать ситуацию объективно, не только со своей точки зрения, но и глазами других людей.

Утром в часы «пик» пассажиров на станциях очень много. В пригороде большого города остановилась электричка. Открылись двери, плотная толпа устремилась к вагонам. Проходы и тамбуры заполнились мгновенно, а люди все еще штурмовали электричку, надеясь отыскать просвет в этой спрессованной массе. Неожиданно один из пассажиров, пробивавшихся к двери, упал на перрон и, очевидно, ударился головой об асфальт. И люди не выпрыгнули из вагона, не подняли его, не помогли. Наоборот, они сжались теснее, чтобы дать двери закрыться. И только когда поезд тронулся, к упавшему подбежали несколько человек из тех, что остались на перроне. У одного из свидетелей происшествия возник вопрос: «Откуда в людях такое безразличие к чужой беде?». А вместе с тем и невольное осуждение: как так можно? Почему люди не всегда делают то, что они могут сделать? Почему, на словах стремясь к добру и гуманизму, они ведут себя подчас мелко и подло?

Но можно посмотреть и с другой стороны, глазами людей, которые остались в вагоне. Для них броситься на помощь – значит, опоздать на работу. Чувство долга, выработанное на протяжении многих лет службы, решительно протестует против такого поступка. В большинстве это были рабочие, которых ждали станки, экскаваторы, автомобили. Они давились, но ехали – вправе ли мы упрекать и их, едва ли в большей мере, чем машиниста. Можно ли упрекнуть в жестокосердии машиниста электропоезда? Нет. Он на работе, и вообще нельзя задерживать движение электропоезда, иначе вреда будет больше, чем помощи.

Каждый несет ответственность за себя, перед своей совестью. Не разобравшись в ситуации с разных сторон, нет смысла судить о ней. Или еще хуже – делать выводы, основываясь лишь на своих домыслах. Поэтому эти выводы так часто и оказываются неверными.

Безошибочный выбор – это результат определенной работы. Поэтому не стоит торопиться с суждениями. Задавайте вопросы, собирайте информацию, пока не рассеются сомнения и не будет полной определённости. Ведь каждый выбор – кирпичик в здании жизни. Он определяет всё, что происходит с нами сегодня, и то, что будет с нами завтра. В каких обстоятельствах мы окажемся, какие люди будут рядом, чем будет заполнено время и какие плоды принесут дела, чем завершится жизненный путь– всё это предстоит выбирать самим. И никто не сделает это за нас – ни боги, ни титаны, никакие другие силы и власти. Никто другой, кроме нас самих.

 ____________________________________

По материалам сборника "Время не ждет" Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2006. - 83с.

© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2006.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2014.

 


FaLang translation system by Faboba