image002В жизни человек выполняет много разнообразных дел. Одни ему интересны, а другие – просто надо сделать. Интересные дела он выполняет легко, даже если они трудные, требующие больших временных затрат. Результатом такой работы является радость от достигнутого и стремление сделать еще. Неинтересные же дела выполняются с трудом, потому что делать их не хочется, а хочется отложить «на потом» или перепоручить кому-то. Выполнив такое дело (сбросив груз), человек испытывает облегчение и желание побыстрее обо всем забыть.

 Разберёмся: что такое интерес, что его формирует, от чего он зависит, и как научиться его формировать, чтобы сделать свою жизнь более полной и интересной.

 Что же такое интерес?

 В словаре Ожегова написано, что интерес – это любознательность, внимание, проявляемое к кому-либо, чему-либо, преимущественная направленность мысли на какой-либо объект.

 Почему разные люди «направляют» свое внимание на разные объекты? Что подталкивает их интерес?

 Чтобы разобраться в данном вопросе, рассмотрим природу интереса. У каждого человека есть определенный набор характеристик, которые накладывают отпечаток на его поведение, на направленность его интересов и действий.

 Ø       Способности, таланты человека, положительные черты характера (такие как честность, внимательность, любознательность, целеустремленность, терпеливость) формируют интерес, направленный на выполнение полезных дел, которые приносят благо как окружающим, так и инициатору.

 Ø        Отрицательные черты характера, вредные привычки, зависимости способствуют интересам, имеющим пагубное влияние, они несут вред не только самому человеку, но и окружающим.

 Ø       Генетические особенности человека, которые передаются по наследству, также влияют на направленность интереса. Например, ребенку, имеющему родителей с алкогольной зависимостью, передается склонность к различным зависимостям (компьютерная, зависимость от сладкого, от курения и т.д.). Так же могут передаваться положительные черты характера, такие как добропорядочность, способность урегулировать конфликты, доброжелательность.

 Ø        Интересы в той или иной степени формирует пол (мужской или женский). Замечено, что девочек изначально интересуют дела, связанные с устройством семейного очага: вязанием, домоводством. Мальчиков больше интересует техника, точные науки, спорт, интеллектуальные игры, рискованные авантюры. Известны примеры, когда маленькие мальчики, которым еще никто не прививал любовь к машинам, хватаются за машинки, гудят, рулят. Но встречаются и примеры, когда девочки интересуются техникой, спортом и т.д., потому что все личности индивидуальны.

 Ø            Физиологические показатели (внешние данные, особенности телосложения) в той или иной степени тоже определяют интересы. Например, девочек в балет берут с определенными физическими характеристиками. Также и отношение к спорту может сформироваться в результате потребности в физической активности.

 Предрасположенность к тем или иным интересам, несомненно, есть, но следует заметить, что человек - не животное, которым руководят инстинкты и наследственность, в основе его поведения лежит осознанный выбор. От чего же он зависит? Почему из всего разнообразия получаемой информации он выбирает определенную?

 Главным в данном вопросе является понимание нужности и важности. Если перед человеком стоит конкретная задача, определенная цель, то и информацию он подбирает необходимую для решения данного вопроса. Например, планируя ремонт в квартире, человек не пойдет на курсы кройки и шитья, а будет собирать информацию, связанную с ремонтом.

 

Получается, что в основе интереса лежит определенная цель.

 Цели бывают разные. Если цель направлена на удовлетворение личных амбиций, на улучшение только своей жизни, то интерес будет очень узким, в рамках удовлетворения своих потребностей. Как только личная потребность будет удовлетворена – дело станет неинтересным.

 Но когда цель человека - делать что-то для других, для общества, то и направление интереса становится более масштабным и неиссякаемым.

 Некоторые считают, что, когда человек переключается на общество, то для себя он ничего не приобретает. Это неверно. Человек, не зацикленный на материальном результате, становится свободным, уходят «рамки», он может, не боясь потерь, проявлять лучшие черты своего характера. Искренне стремясь разобраться в каком-либо вопросе, он узнает свои положительные и отрицательные стороны, старается измениться. В результате мобилизуются все внутренние способности, открываются новые таланты.

 Пример. Семье, в которой растут трое детей, необходима жилплощадь. Родители вкладывают все силы, чтобы ее заработать. Устраиваются не на интересную им работу, а туда, где больше платят. Свободное время используют на подработки. Но вот дети выросли и разлетелись в разные города. Квартира становится не нужна, а потребность в заботе у родителей осталась. Они начинают искать варианты применения своих знаний и сил, кто-то помогает в воспитании детей молодым родителям, кто-то устраивается на работу в детский сад, кто-то пишет труды по воспитанию и т.д.

 Почему же, отдавая все другим (детям, семье), отказывая себе во всем, иногда человек приходит в тупик? Желая угодить семье, хоть как-то быть полезным родственникам, человек жертвует собой, идет вопреки своим интересам. В результате, у него и у родственников развивается взаимное потребительство. Поэтому следует не путать помощь и угодничество.

 Известно, что человек живет внутри семьи. Естественно, что формируются интересы, затрагивающие членов семьи. Но если человек в течение многих лет думает только о состоянии своей семьи или только о самом себе лично, то наступает пустота от того, что все получил, все обрел - и в материальном плане и в плане отношений (существует замкнутый круг людей, в котором сформировалась общность интересов, и внутри него все довольны). Но наступает момент, и все это прекращается. Потому что замкнутость - это разрушающий фактор.

 Если в течение нашей жизни мы будем пересматривать наши интересы и формировать их для более широкого круга людей, то появится желание разнообразить полезные дела. Пустоты не будет, если человек будет шире и шире участвовать в делах, которые предлагает ему жизнь.

 

Известно, что интерес можно сформировать. Как это сделать?

 Иногда человек не думает, как важно то дело, которым он занимается. Если он поймет полезность и важность той работы, которую выполняет, то появится интерес, и выполняемая работа будет нравиться.

 

Пример.

 Возникла  необходимость склеивать керамические изделия. Но все известные клеи оказались малоэффективны. Человек задумался, как их улучшить. Стали появляться идеи. Были проведены эксперименты, в результате которых появился новый клей. Увидев положительный результат, человек  интерес к клеям.

 Если человек начинает интересоваться всем, то появляется распыление, которое приводит к тому, что человек не доводит дела до конца, бросает их, не завершив. В результате пропадает радость от достигнутого и интерес вообще что-либо делать.

 Поэтому, чтобы управлять своими желаниями, важно видеть мотив: почему мне это интересно, зачем мне хочется это узнать или научиться.

 Интерес – это состояние человека, концентрация внимания на чем-либо, это та отправная точка, откуда начинается сбор информации. А мотив – это выраженное словами объяснение интереса. Это то, что побуждает нас к конкретным действиям. Он может быть положительным и отрицательным.

 интерес можно сформировать. Как это сделать

Различая направленность интереса, человек осознанно выбирает свой жизненный путь. Видя полезность своих действий за день, за неделю (анализируя), он укрепляет у себя интерес к положительному, появляется радость.

 

 

Почему пропадает интерес к полезным делам?

 -       Интересы человека определяет его внутренний мир (внутренний мир – это совокупность интеллектуальных и личностных свойств). Когда он меняется, то соответственно, меняются мотивы и интересы.

 Например, если большую часть внутреннего мира человека составляет стремление к развитию, то интерес будет направлен на поиск полезных дел, помощь другим людям, анализ своего поведения и др. Но если направленность внутреннего мира - на материальное, обогащение, развлечение, и др., то мотивы и интересы будут другими (работать там, где больше платят, достичь успеха, добиться уважения и т.д.).

 Поэтому, когда человек постоянно контролирует свой внутренний мир, свое состояние, то интерес к полезным делам не пропадает. А если чаще всего человеком правит «хочу», то ему следует подкорректировать свои интересы.

 -     Некоторые люди считают, что их интересами управляют другие люди: «Мне так сказали, и я сделал». На самом деле, это сам человек сделал выбор (он согласился делать так, как ему сказали). Другая сторона влияет только опосредовано, тогда как выбор остается за человеком.

 Раньше существовал пробник для проверки радиодеталей. Его ставили и проверяли, работающий транзистор или нет. Если у людей будет такой «пробник», как «разумно-неразумно», то не будет ошибок при выборе. Разум расставляет все на свои места.

 -       Бывает, что потеря интереса происходит, когда жизненные задачи закрывают смысл жизни.

 Например, перед человеком стоит задача овладеть новыми навыками (появился ребенок - надо стать родителем). Он с интересом начинает осваивать эту область. Что-то получается, что-то - нет. Человек ищет новые подходы, решения. Проходит время, появляется способность. Надо намечать новую задачу (ребенок вырос). Но человек не понимая этого, пытается продолжать жить по-старому. Постепенно у него теряется интерес к жизни, дела становятся рутиной.

 -       Иногда говорят: «он убил во мне интерес». Это бывает, когда инициатива человека не поддерживается, и он опускает руки. Например, человек сделал что-то, а его просят это переделать. Он отказывается, ему становится неинтересно выполнять это дело, появляется обида за себя, свою жизнь, видится только отрицательная сторона.

 На самом деле убить интерес не возможно. Человек сам его гасит, когда не учится делать правильный выбор, а идет по пути своих эмоций. Чтобы не иссякал интерес, надо идти по пути развития.

 -       Интерес также связан с раскрытием инициативы, желанием что-то предпринимать.

 Например, человек понял способ, как писать статьи на нравственные темы, но не проявляет инициативы, потому что привык выполнять только свои прямые обязанности. «Если надо будет стать писателем, тогда и буду учиться писать». Живя по шаблону, ничего не предпринимая, чтобы что-то улучшить, человек теряет интерес и к своим прямым обязанностям.

 Чтобы человек развивался гармонично, ему важно не только совершенствоваться в своих непосредственных обязанностях, но и проявлять инициативу в других делах. Поддерживая интерес к полезным делам, человек начинает проявлять его и в других сферах жизни, выходят из замкнутости и ограниченности.

 

 

Из всего сказанного можно сделать вывод.

 Интерес пропадает, когда:

 -     человек не контролирует свой внутренний мир,

 -     соглашается поступать, не думая (как сказали),

 -     смысл жизни подменяет жизненные задачи,

 -     не учится делать правильный выбор,

 -     ограничивает себя одной или несколькими сферами деятельности, не проявляя инициативы в других.

 

Создание и способы сохранения интереса

Известно, что внешние факторы влияют на возникновение и развитие интереса (территориальные особенности, мнения окружающих людей и др.). Им нужно придавать значение, но если они станут основополагающими, то в итоге, человек не сможет реализовывать свои интересы.

 -       Например, человек отказывается выполнять интересное и полезное дело - потому что далеко ехать, и много времени уходит на дорогу (1,5 – 2 часа). Это показывает, что люди привыкли мерить свою жизнь временем, а не полезными делами. Если ориентироваться на смысл, суть дела, то не будет проблем со временем.

-      Еще один внешний фактор - «много работы». Но если человек будет и на работе стараться искать способы своего развития (изменения к лучшему), то он увидит, что там тоже есть сфера полезной деятельности, в которой можно изменяться. Человек выполнит свои задачи.

 Получается, что не время, проведенное на работе, уводит людей от развития, а не правильно поставленные задачи.

 Каждый может определить себе задачу на какой-то срок (неделю): чему положительному он хочет научиться, какие качества приобрести. Затем наметить небольшие дела в разных областях, в которых можно этот опыт приобретать. А в конце срока провести анализ и увидеть свое движение вперед. Тогда появится интерес, и будет идти развитие.

 Видеть свою жизнь объективно, развиваться не в одной, а в разных областях, находить место в жизни всем необходимым факторам (семье, работе, друзьям и т.д.), человеку помогает планирование. Планированию помогают возможности, которые раскрываются, когда человек выполняет полезные дела и расширяет свои сферы деятельности. В итоге за одно и то же время он может выполнить больше дел.

 Сохранить интерес помогает подтверждение положительного мотива, то есть видение пользы - как для себя, так и для общества.

Большое значение имеет то, какими способами человек пользуется для достижения своего интереса. Поддержкой положительного интереса является желание. Если у человека есть желание, то у него появляются и помощники, подсказки, открываются новые способы, которых он раньше не знал. Сила желания может перекрыть все отрицательное, что есть у человека. Значит, когда у человека что-то не получается, или получается, но медленно, то можно посмотреть, насколько он заинтересован этим делом. Если интерес слабый, или его нет, тогда нужно раскрывать его.

 Раз интерес - это основа деятельности человека, значит, нужно исследовать его силу. Потому что, насколько силен интерес к делу, такие решения и будут приниматься, такие обстоятельства будут складываться.

 Также важно наблюдать за смыслом данного дела и целью его выполнения. Потому что моменты корысти очень изворотливы, они уводят человека, интерес ослабевает, если человек не получает того результата, на который рассчитывал.

 

У каждого человека есть свобода выбора. Если его что-то интересовало, а потом интерес угас, он не должен заниматься этим через силу. Ему надо просто определить: почему это произошло, какие факторы повлияли, что изменилось в его внутреннем или в окружающем мире. А потом уже работать над созданием нового или укреплением этого интереса.

 
 

Как практически поддерживать интерес?

 -       Многие люди берутся за дело с интересом, но если дело рассчитано на продолжительный срок (месяцы, недели), бывает, что, со временем, другие дела уводят их от выполнения этого дела.

 Поэтому нужно следить за азартностью, зацикленностью, ревностным выполнением любой работы.

 -      «Сейчас сделаю это дело, чтобы отвязаться, а потом уже буду выполнять следующие дела». Такой фактор препятствует планированию всех необходимых дел. В результате другие сферы страдают в момент выполнения одного «важного» дела.

 Поэтому лучше расставить правильно приоритеты везде, а если не получается, то посмотреть, интересно ли выполнять это дело, или интерес угас.

 -      Чтобы не было насилия над собой, важно уйти от «надо», и вернуться к интересу, раскрыть его у себя. Тогда появится осознанное выполнение дел.

 Отслеживание своего интереса, куда он направлен и какова его сила, говорит об умении человека самостоятельно принимать решения, выполнять их качественно и с желанием. Такое отношение укрепляет его волю. А воля дает свободу. Нет прихоти, нет зависимости от других мнений, потому что есть заинтересованность. Получается, что, если человек смотрит за своими интересами, то он обретает свободу.

 

По материалам сборника "РАЗУМНЫЙ ВЫБОР". Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А. и др. - Новосибирск: Издательство НПФ "Бэсттек-Авиа", 2008. - 52с.

© Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А., 2008.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2013.

 

ающий фактор

направления развития

В жизни человек выполняет много разнообразных дел. Одни ему интересны, а другие – просто надо сделать. Интересные дела он выполняет легко, даже если они трудные, требующие больших временных затрат. Результатом такой работы является радость от достигнутого и стремление сделать еще. Неинтересные же дела выполняются с трудом, потому что делать их не хочется, а хочется отложить «на потом» или перепоручить кому-то. Выполнив такое дело (сбросив груз), человек испытывает облегчение и желание побыстрее обо всем забыть.

Разберёмся: что такое интерес, что его формирует, от чего он зависит, и как научиться его формировать, чтобы сделать свою жизнь более полной и интересной.

Что же такое интерес?

В словаре Ожегова написано, что интерес – это любознательность, внимание, проявляемое к кому-либо, чему-либо, преимущественная направленность мысли на какой-либо объект.

Почему разные люди «направляют» свое внимание на разные объекты? Что подталкивает их интерес?

Чтобы разобраться в данном вопросе, рассмотрим природу интереса. У каждого человека есть определенный набор характеристик, которые накладывают отпечаток на его поведение, на направленность его интересов и действий.

Ø      Способности, таланты человека, положительные черты характера (такие как честность, внимательность, любознательность, целеустремленность, терпеливость) формируют интерес, направленный на выполнение полезных дел, которые приносят благо как окружающим, так и инициатору.

Ø      Отрицательные черты характера, вредные привычки, зависимости способствуют интересам, имеющим пагубное влияние, они несут вред не только самому человеку, но и окружающим.

Ø      Генетические особенности человека, которые передаются по наследству, также влияют на направленность интереса. Например, ребенку, имеющему родителей с алкогольной зависимостью, передается склонность к различным зависимостям (компьютерная, зависимость от сладкого, от курения и т.д.). Так же могут передаваться положительные черты характера, такие как добропорядочность, способность урегулировать конфликты, доброжелательность.

Ø      Интересы в той или иной степени формирует пол (мужской или женский). Замечено, что девочек изначально интересуют дела, связанные с устройством семейного очага: вязанием, домоводством. Мальчиков больше интересует техника, точные науки, спорт, интеллектуальные игры, рискованные авантюры. Известны примеры, когда маленькие мальчики, которым еще никто не прививал любовь к машинам, хватаются за машинки, гудят, рулят. Но встречаются и примеры, когда девочки интересуются техникой, спортом и т.д., потому что все личности индивидуальны.

Ø      Физиологические показатели (внешние данные, особенности телосложения) в той или иной степени тоже определяют интересы. Например, девочек в балет берут с определенными физическими характеристиками. Также и отношение к спорту может сформироваться в результате потребности в физической активности.

           

            Предрасположенность к тем или иным интересам, несомненно, есть, но следует заметить, что человек - не животное, которым руководят инстинкты и наследственность, в основе его поведения лежит осознанный выбор. От чего же он зависит? Почему из всего разнообразия получаемой информации он выбирает определенную?

Главным в данном вопросе является понимание нужности и важности. Если перед человеком стоит конкретная задача, определенная цель, то и информацию он подбирает необходимую для решения данного вопроса. Например, планируя ремонт в квартире, человек не пойдет на курсы кройки и шитья, а будет собирать информацию, связанную с ремонтом.

Получается, что в основе интереса лежит определенная цель.

Цели бывают разные. Если цель направлена на удовлетворение личных амбиций, на улучшение только своей жизни, то интерес будет очень узким, в рамках удовлетворения своих потребностей. Как только личная потребность будет удовлетворена – дело станет неинтересным.

Но когда цель человека - делать что-то для других, для общества, то и направление интереса становится более масштабным и неиссякаемым.

Некоторые считают, что, когда человек переключается на общество, то для себя он ничего не приобретает. Это неверно. Человек, не зацикленный на материальном результате, становится свободным, уходят «рамки», он может, не боясь потерь, проявлять лучшие черты своего характера. Искренне стремясь разобраться в каком-либо вопросе, он узнает свои положительные и отрицательные стороны, старается измениться. В результате мобилизуются все внутренние способности, открываются новые таланты.

Пример. Семье, в которой растут трое детей, необходима жилплощадь. Родители вкладывают все силы, чтобы ее заработать. Устраиваются не на интересную им работу, а туда, где больше платят. Свободное время используют на подработки. Но вот дети выросли и разлетелись в разные города. Квартира становится не нужна, а потребность в заботе у родителей осталась. Они начинают искать варианты применения своих знаний и сил, кто-то помогает в воспитании детей молодым родителям, кто-то устраивается на работу в детский сад, кто-то пишет труды по воспитанию и т.д.

Почему же, отдавая все другим (детям, семье), отказывая себе во всем, иногда человек приходит в тупик? Желая угодить семье, хоть как-то быть полезным родственникам, человек жертвует собой, идет вопреки своим интересам. В результате, у него и у родственников развивается взаимное потребительство. Поэтому следует не путать помощь и угодничество.

Известно, что человек живет внутри семьи. Естественно, что формируются интересы, затрагивающие членов семьи. Но если человек в течение многих лет думает только о состоянии своей семьи или только о самом себе лично, то наступает пустота от того, что все получил, все обрел - и в материальном плане и в плане отношений (существует замкнутый круг людей, в котором сформировалась общность интересов, и внутри него все довольны). Но наступает момент, и все это прекращается. Потому что замкнутость - это разрушающий фактор.

Если в течение нашей жизни мы будем пересматривать наши интересы и формировать их для более широкого круга людей, то появится желание разнообразить полезные дела. Пустоты не будет, если человек будет шире и шире участвовать в делах, которые предлагает ему жизнь.

Известно, что интерес можно сформировать. Как это сделать?

ü      Иногда человек не думает, как важно то дело, которым он занимается. Если он поймет полезность и важность той работы, которую выполняет, то появится интерес, и выполняемая работа будет нравиться.

Пример.

Возникла  необходимость склеивать керамические изделия. Но все известные клеи оказались малоэффективны. Человек задумался, как их улучшить. Стали появляться идеи. Были проведены эксперименты, в результате которых появился новый клей. Увидев положительный результат, человек  интерес к клеям.

ü      Если человек начинает интересоваться всем, то появляется распыление, которое приводит к тому, что человек не доводит дела до конца, бросает их, не завершив. В результате пропадает радость от достигнутого и интерес вообще что-либо делать.

Поэтому, чтобы управлять своими желаниями, важно видеть мотив: почему мне это интересно, зачем мне хочется это узнать или научиться.

            Интерес – это состояние человека, концентрация внимания на чем-либо, это та отправная точка, откуда начинается сбор информации. А мотив – это выраженное словами объяснение интереса. Это то, что побуждает нас к конкретным действиям. Он может быть положительным и отрицательным.

ü      Различая направленность интереса, человек осознанно выбирает свой жизненный путь. Видя полезность своих действий за день, за неделю (анализируя), он укрепляет у себя интерес к положительному, появляется радость.

 

 
 

 

 
 

 

Почему пропадает интерес к полезным делам?

l      Интересы человека определяет его внутренний мир (внутренний мир – это совокупность интеллектуальных и личностных свойств). Когда он меняется, то соответственно, меняются мотивы и интересы.

Например, если большую часть внутреннего мира человека составляет стремление к развитию, то интерес будет направлен на поиск полезных дел, помощь другим людям, анализ своего поведения и др. Но если направленность внутреннего мира - на материальное, обогащение, развлечение, и др., то мотивы и интересы будут другими (работать там, где больше платят, достичь успеха, добиться уважения и т.д.).

Поэтому, когда человек постоянно контролирует свой внутренний мир, свое состояние, то интерес к полезным делам не пропадает. А если чаще всего человеком правит «хочу», то ему следует подкорректировать свои интересы.

l      Некоторые люди считают, что их интересами управляют другие люди: «Мне так сказали, и я сделал». На самом деле, это сам человек сделал выбор (он согласился делать так, как ему сказали). Другая сторона влияет только опосредовано, тогда как выбор остается за человеком.

            Раньше существовал пробник для проверки радиодеталей. Его ставили и проверяли, работающий транзистор или нет. Если у людей будет такой «пробник», как «разумно-неразумно», то не будет ошибок при выборе. Разум расставляет все на свои места.

l      Бывает, что потеря интереса происходит, когда жизненные задачи закрывают смысл жизни.

Например, перед человеком стоит задача овладеть новыми навыками (появился ребенок - надо стать родителем). Он с интересом начинает осваивать эту область. Что-то получается, что-то - нет. Человек ищет новые подходы, решения. Проходит время, появляется способность. Надо намечать новую задачу (ребенок вырос). Но человек не понимая этого, пытается продолжать жить по-старому. Постепенно у него теряется интерес к жизни, дела становятся рутиной.

l      Иногда говорят: «он убил во мне интерес». Это бывает, когда инициатива человека не поддерживается, и он опускает руки. Например, человек сделал что-то, а его просят это переделать. Он отказывается, ему становится неинтересно выполнять это дело, появляется обида за себя, свою жизнь, видится только отрицательная сторона.

На самом деле убить интерес не возможно. Человек сам его гасит, когда не учится делать правильный выбор, а идет по пути своих эмоций. Чтобы не иссякал интерес, надо идти по пути развития.

l      Интерес также связан с раскрытием инициативы, желанием что-то предпринимать.

Например, человек понял способ, как писать статьи на нравственные темы, но не проявляет инициативы, потому что привык выполнять только свои прямые обязанности. «Если надо будет стать писателем, тогда и буду учиться писать». Живя по шаблону, ничего не предпринимая, чтобы что-то улучшить, человек теряет интерес и к своим прямым обязанностям.

Чтобы человек развивался гармонично, ему важно не только совершенствоваться в своих непосредственных обязанностях, но и проявлять инициативу в других делах. Поддерживая интерес к полезным делам, человек начинает проявлять его и в других сферах жизни, выходят из замкнутости и ограниченности.

Из всего сказанного можно сделать вывод.

Интерес пропадает, когда:

ü      человек не контролирует свой внутренний мир,

ü      соглашается поступать, не думая (как сказали),

ü      смысл жизни подменяет жизненные задачи,

ü      не учится делать правильный выбор,

ü      ограничивает себя одной или несколькими сферами деятельности, не проявляя инициативы в других.

Создание и способы сохранения интереса

Известно, что внешние факторы влияют на возникновение и развитие интереса (территориальные особенности, мнения окружающих людей и др.). Им нужно придавать значение, но если они станут основополагающими, то в итоге, человек не сможет реализовывать свои интересы.

l      Например, человек отказывается выполнять интересное и полезное дело - потому что далеко ехать, и много времени уходит на дорогу (1,5 – 2 часа). Это показывает, что люди привыкли мерить свою жизнь временем, а не полезными делами. Если ориентироваться на смысл, суть дела, то не будет проблем со временем.

l      Еще один внешний фактор - «много работы». Но если человек будет и на работе стараться искать способы своего развития (изменения к лучшему), то он увидит, что там тоже есть сфера полезной деятельности, в которой можно изменяться. Человек выполнит свои задачи.

Получается, что не время, проведенное на работе, уводит людей от развития, а не правильно поставленные задачи.

Каждый может определить себе задачу на какой-то срок (неделю): чему положительному он хочет научиться, какие качества приобрести. Затем наметить небольшие дела в разных областях, в которых можно этот опыт приобретать. А в конце срока провести анализ и увидеть свое движение вперед. Тогда появится интерес, и будет идти развитие.

Видеть свою жизнь объективно, развиваться не в одной, а в разных областях, находить место в жизни всем необходимым факторам (семье, работе, друзьям и т.д.), человеку помогает планирование. Планированию помогают возможности, которые раскрываются, когда человек выполняет полезные дела и расширяет свои сферы деятельности. В итоге за одно и то же время он может выполнить больше дел.

Сохранить интерес помогает подтверждение положительного мотива, то есть видение пользы - как для себя, так и для общества.

Большое значение имеет то, какими способами человек пользуется для достижения своего интереса. Поддержкой положительного интереса является желание. Если у человека есть желание, то у него появляются и помощники, подсказки, открываются новые способы, которых он раньше не знал. Сила желания может перекрыть все отрицательное, что есть у человека. Значит, когда у человека что-то не получается, или получается, но медленно, то можно посмотреть, насколько он заинтересован этим делом. Если интерес слабый, или его нет, тогда нужно раскрывать его.

Раз интерес - это основа деятельности человека, значит, нужно исследовать его силу. Потому что, насколько силен интерес к делу, такие решения и будут приниматься, такие обстоятельства будут складываться.

Также важно наблюдать за смыслом данного дела и целью его выполнения. Потому что моменты корысти очень изворотливы, они уводят человека, интерес ослабевает, если человек не получает того результата, на который рассчитывал.

У каждого человека есть свобода выбора. Если его что-то интересовало, а потом интерес угас, он не должен заниматься этим через силу. Ему надо просто определить: почему это произошло, какие факторы повлияли, что изменилось в его внутреннем или в окружающем мире. А потом уже работать над созданием нового или укреплением этого интереса.

Как практически поддерживать интерес?

l      Многие люди берутся за дело с интересом, но если дело рассчитано на продолжительный срок (месяцы, недели), бывает, что, со временем, другие дела уводят их от выполнения этого дела.

Поэтому нужно следить за азартностью, зацикленностью, ревностным выполнением любой работы.

l      «Сейчас сделаю это дело, чтобы отвязаться, а потом уже буду выполнять следующие дела». Такой фактор препятствует планированию всех необходимых дел. В результате другие сферы страдают в момент выполнения одного «важного» дела.

Поэтому лучше расставить правильно приоритеты везде, а если не получается, то посмотреть, интересно ли выполнять это дело, или интерес угас.

l      Чтобы не было насилия над собой, важно уйти от «надо», и вернуться к интересу, раскрыть его у себя. Тогда появится осознанное выполнение дел.

Отслеживание своего интереса, куда он направлен и какова его сила, говорит об умении человека самостоятельно принимать решения, выполнять их качественно и с желанием. Такое отношение укрепляет его волю. А воля дает свободу. Нет прихоти, нет зависимости от других мнений, потому что есть заинтересованность. Получается, что, если человек смотрит за своими интересами, то он обретает свободу


FaLang translation system by Faboba