Единственная настоящая ошибка

– не исправлять своих прошлых ошибок.

Конфуций.

razlishenЖизнь – нескончаемая череда задач, проблем и препятствий. Научиться решать эти задачи – одна из жизненных целей. Личностное развитие происходит при желании измениться к лучшему. Стать лучше себя «вчерашнего» – ни в коем случае не «лучше» других, возвысившись над ними. Никому не хотелось бы встречаться с неприятностями, но нередко именно жизненные трудности дают нам направление работы над собой.

Работа над собой начинается с анализа проблем, с выявления и устранения своих ошибок и отрицательных черт характера. После осознания вреда содеянного принимается решение не повторять ошибку, включается в работу самоконтроль. Бывает, что для исправления дела одного самоконтроля мало. Не нужно ждать мгновенных изменений. Они могут быть и незначительными, но и этого достаточно, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону. Здесь могут возникать трудности: проявляя поспешность в исправлении своего характера, человек считает, что «творит добро», а фактически совершает другую ошибку, противоположную той, от которой желает избавиться. Рассмотрим несколько конкретных примеров.

Для избавления от раздражительности, недовольства, нетерпимости желательно выработать в себе терпение. Но есть ситуации, когда терпение подменяется страданием. Порой «приходится терпеть» болезни, повышение цен, распространение наркотиков, преступность. Бывают ситуации, когда кто-то из близких намеренно выбирает не лучший жизненный путь. Как быть, чтобы страдания не было? Можно принять ситуацию такой, какая она есть, не требовать лучшего от жизни и других людей. Терпение – это внутреннее состояние веры, что при наших определённых усилиях ситуация изменится. Пусть не завтра, возможно не скоро, но изменится. «Я буду стараться делать то, что в моих силах». Такое терпение – не накапливание скрытых отрицательных эмоций, оно не предполагает страданий и поэтому никогда не может «лопнуть».

При преодолении лицемерия, лживости, двуличности и т.п. формируется положительная черта характера, имя которой – честность. Честность правильнее рассматривать не как способность смело все высказать другому человеку (это может быть проявлением наглости и вмешательства), а как способность признаться себе в своих ошибках. Чтобы стать честным в делах и словах, нужно научиться честно мыслить. Например, иду по улице и думаю: «вот найти бы кошелек». Это не честно. Честнее было бы думать: «вот потерял бы кто-нибудь кошелек, а я найду и возьму себе». Ещё пример: «надо принести с работы цемента и заделать дыру в стене». А если честно – «украду на работе цемента…». Или «я замёрзла, потому что на улице такой холод и сырость…», а честно: «я замерзла и промокла, потому что оделась не по сезону и забыла зонтик, а на улице просто осень». Такая проверка на честность позволяет реально оценить не только мысли, но и действия и дает возможность избежать множества ошибок. Мысленный контроль помогает избавиться и от пустословия, когда говоришь то, что никогда не сделаешь. Например, «будешь себя так вести – из дома выгоню», «не уберешься в своей комнате, все выброшу» и т.п. Подобные угрозы не только не вразумляют, они подрывают доверие между близкими, приучая не принимать слова друг друга всерьёз.

Изменение своего характера – это всегда действия, большие и малые. Только в результате определенных усилий приходит успех. От одних ошибок избавляешься легко. А есть такие ошибки, которые «живут» с нами с рождения. Даже в глазах младенца иногда можно увидеть страх, нетерпимость, жадность и т. д. От этих недостатков избавляешься не быстро и не сразу. Здесь желательно отличать усилие от насилия над собой. Усилие предполагает желание измениться, а насилие – его отсутствие. Для того, чтобы желание появилось, можно увидеть вред недостатка, и соответственно, плюсы в избавлении от недостатка. Причем эти плюсы не обязательно должны отражать «высокие мотивы». Например, избавление от придирчивости или мелочности даст не только улучшение отношений с близкими и коллегами, но и лицо станет добрее, настроение будет лучше, и другим рядом с тобой будет хорошо и т. д. Чем больше плюсов увидишь, тем больше желания измениться и тем легче будет сделать усилие. Никто не может изменить нас, кроме нас самих. А делать стоит даже то, что принято считать невозможным (избавление от «смертельных», «неизлечимых» болезней, коренное изменение образа жизни, избавление от зависимостей…).

При устранении робости, нерешительности и появляется такое качество, как упорство. Я знаю, как правильно поступить в какой-либо ситуации или как лучше сделать какое-либо дело, но не все разделяют мою точку зрения. Иногда в таких случаях упорство подменяется упрямством. В чем различие? Упорство более открыто для осознания окружающих. Упорство – когда можешь объяснить причину, по которой «стоишь на своем», привести обоснование своего мнения. Упорство заключается в желании прийти к наилучшему варианту, а не настоять любой ценой на своей точке зрения. Упорство – проявление воли, а упрямство – прихоти. Упорного человека можно переубедить, он может уступить другим, убедившись, что его мнение субъективно. Упрямство этого сделать не может, т.к. оно – нередко следствие эгоизма, тщеславия, самолюбия. Упрямство не считает нужным объяснять что-либо: «я сказал – значит, так и должно быть», «я так хочу», и всё тут. Ответом нередко бывает тоже упрямство, а результат – ссора, вражда, затягивание дел.

Когда происходит изменение в поступках, то изменяются и реальные возможности. Различение ошибок может приносить не страдания, а радость, потому что видеть ошибки – это возможность исправлять их, совершенствовать мир вокруг себя, развивать свои таланты, извлекать уроки, чтобы любое событие было не поражением, а победой над собой.

«Умение мужественно преодолевать самого себя –
вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек». П. Бомарше

 

 ____________________________________

По материалам сборника "Время не ждет" Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2006. - 83с.

© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2006.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2014.

 


FaLang translation system by Faboba