Работа над собой  Что такое работа над собой?

         Рассмотрим выражение «работа над собой».

        Слово «работа» предполагает приобретение такой черты характера как трудолюбие, а вместе с ней и других положительных качеств. Работа над собой (далее РНС) - это работа по пересмотру и изменению своих взглядов, мнений, изменение себя самого.

При РНС возможно изменение способов решения вопросов.

РНС - это процесс, в результате которого происходят изменения, предполагающие поиск вариантов решений, дел.

Работа по профессии и должности, за которую мы получаем деньги, ограничена определенными временными рамками, например с 8 до 18 час. А какими временными рамками ограничена РНС?

Некоторые относятся к работе как к рабству. Поэтому им приходится заставлять себя выполнять этот рабский труд. При РНС как и любой работе важно понять ее полезность и необходимость.

Был проведен мини соц. опрос, где был задан один вопрос: для чего РНС? Основное место заняли ответы:

  • чтобы не страдать,
  • чтобы не болеть,
  • чтобы близкие ко мне относились лучше.

Если РНС - для раскрытия понимания смысла жизни, то можно сказать, что сам процесс работы над собой - это вся наша жизнь, все наши устремления к тому, что бы в этой жизни разобраться. А для этого нужно понять себя, свое отношение к тому, что происходит, к самому себе, к окружающим. Получается, что работа над собой - это образ жизни человека, не противоречащий смыслу жизни: научиться различать положительное и отрицательное в своей жизни, чтобы степень приносимого нами зла уменьшалась.

Работа над собой - это постоянный процесс, ведущий к изменению своей жизни к лучшему, для того, чтобы обретать те положительные навыки, которые будут помогать находить более рациональные решения разных вопросов.

         Бывает так, что люди говорят:

         «Я устал работать над собой»,

         «Мне тяжело работать над собой»,

         «Я устаю от постоянного анализа»,

         «Хочу жить, не думая»,

         «Мне тяжело менять себя»,

         «Буду делать так, как мне привычно».

         В результате человек еще больше утопает в своих проблемах. В жизни бывает все.

         Когда мы говорим, что «Я хочу отдохнуть, устал разбираться в сложных ситуациях», то не отдаем себе отчета, что эти ситуации – это часть нашей жизни, которые создаются по нашему представлению и нашему выбору. Получается, что мы хотим только положительных ситуаций. Такая иллюзия выводит нас из равновесия. Важно понять, что сложные ситуации – это часть нашей жизни, и нам предстоит разбираться в них, изменять что-то в себе и увидеть эти изменения.   Может ли жизнь складываться только из положительных моментов? Это возможно, если прилагать усилия в устранении отрицательных черт характера. Основная задача - формировать объективное отношение к различным ситуациям, людям. Потому что только выбор, основанный на объективном восприятии, может привести к положительным результатам. Меняем отношение, меняются наши действия, изменяется ситуация — это есть РНС.      Некоторые люди воспринимают работу над собой как «волшебную палочку» («я сейчас откажусь от каких-то ошибок, и все пойдет по-другому»), забывая, что работа над собой предполагает закрепление результата в действиях. Если нет конкретных действий, то эта работа формальна.

         Иногда человек от работы над собой ожидает какого-то глобального изменения ситуации, но, не получив этого СРАЗУ, отказывается от дальнейших действий. А чтобы ежедневная, кропотливая работа была в радость, важно увидеть в ней какой-то небольшой положительный результат.

         Мнение «Если я работаю над собой, то все должно получиться само собой», основано на вере в чудо и предполагает, что достаточно только поверить, а дальше все само собой получится, «чудо» произойдет.

         Таким образом, на основании вышеизложенных рассуждений, делаем вывод, что работа над собой – это труд, и то самое главное в нашей жизни, чему нужно научиться. Научиться так жить, чтобы каждый раз, когда делаешь выбор, возникали вопросы: «как поступить правильно?», «что мне мешает так поступить?», «в чем я ошибаюсь?», «какие нравственные законы я не соблюдаю?», «что нужно сделать для того, чтобы измениться к лучшему?». Из данного подхода к РНС складывается образ жизни человека.

        

         Зачем работа над собой нужна человеку?

         Для изменения черт характера, создающих трудности, и для обретения таких качеств, которые станут помощниками человеку в создании полноценной жизни без нанесения вреда кому-либо, чему-либо.

         Работа над собой — это и есть жизнь по нравственным законам. Закон – это взаимосвязь причины (мысли, слова, поступки человека) и следствия (к чему они приводят). Согласно закону соответствия «совершение положительного или отрицательного поступка приводит к подобному результату». Знание законов помогает быть нам предусмотрительными, а так же строить свою жизнь объективно, осмысленно, целенаправленно.

         Работа над собой нужна, чтобы каждый шаг в жизни был наполнен смыслом, чтобы поведение человека было искренним и не менялось в зависимости от того, где человек находится (дома, на работе, в гостях) или от того, с кем он общается (родственником, коллегой по работе).

         Работа над собой приносит радость, потому что ее результаты укрепляют в человеке веру в то, что он находится на правильном пути, надежду на то, что у человека, в какой бы сложной ситуации он не оказался, всегда есть возможность найти выход из нее.

        

         Что нужно знать, к чему стремиться, чтобы этот труд был осмысленным, и чтобы понимание его необходимости укреплялось в человеке?

          Нужно понимать смысл жизни и всегда помнить об этом, особенно в сложных ситуациях.

         Анализировать свое поведение и видеть, как и по каким причинам мы поступаем в противовес нравственным законам жизни.

         Нужно знать, что иногда происходит подмена смысла жизни личными задачами. В этом случае работа над собой носит корыстный характер.

         В течение жизни у людей меняются жизненные задачи, они разные. Но все мы, решая их, стремимся к одному - учиться видеть ошибки и их исправлять.

Как же тогда происходит эта подмена, почему человек этого не замечает?

Есть жизненные задачи, которым человек придает важное значение - например, выполнение семейных обязанностей. Это может стать самой главной задачей в жизни человека: где бы он не находился, он везде думает только об этом. Так происходит замена смысла жизни на решение задачи. А выполнение данной жизненной задачи человек представляет только своим способом (как живут другие в семье, сравнивает). И стремится созданное представление воплотить в реальность даже вопреки желаниям других людей.

Работа над собой расширяет применение этических знаний, положительного опыта в разных сферах. Это входит в задачу человека: раскрывая этические знания, помогать людям следовать нравственным законам.

Корысть в РНС проявляется в том, что человек стремится применять положительное для обеспечения себя в материальном мире.

Работа над собой – это процесс, длительность которого определяется периодом жизни. У каждого человека есть определенный период жизни, который он может регулировать. Как?

Мы можем увеличивать количество полезных дел за день, за год, тем самым мы удлиняем свою жизнь. Если человек не стремится к различению полезности и вреда от своих поступков или дел, то наступает накопление ошибок, которые могут прервать процесс его жизни. Планирование дел, их корректирование может помочь человеку вести полноценную жизнь.

У некоторых людей есть такое мнение, что «после работы нужен отдых (расслабиться, полежать на диване)», даже когда не устал. Речь идет о проведении досуга, свободного времени. Что такое свободное время? Как возникает у нас свободное время? Кто находит это свободное время?

Свободное время – это время, не занятое полезными делами?

(+) Свободное время – это незапланированное время, когда человек задает себе вопрос, чем сейчас заняться, и делает выбор в сторону полезного или бесполезного дела.

 

Как работать над собой?

Как человек находит способы работы над собой?

Когда человек неформально относится к работе над собой, он ведет поиск оптимального способа этой работы.

 

В чем сложность поиска?

Сложно, когда отсутствует стремление искать ответы на вопросы, желание оправдать свое бездействие. Ищется методика, готовый способ, который раньше кому-то помог, потому что так легче. Она может создаваться индивидуально самим человеком: при рассмотрении ситуации находятся ошибки, задаются вопросы, необходимые для решения данной проблемы. Отвечая на них, человек приходит к пониманию вариантов решения данного вопроса.

 

Почему нет интереса к поиску способа работы над собой?

- Забывается, что работа над собой - это процесс, а хочется получить результат сейчас и сразу;

- Стремление изменить не себя, а других тоже является одной из причин утраты интереса к РНС.

- Не хочется прилагать усилий. Лень.

- Когда в РНС человек не делает для себя открытий, пропадает радость поиска нового варианта своего поступка.

- Когда помощь оказывается однобоко: только словами, исключая собственное изменение и другие варианты помощи. «Долог путь через наставления, короток через пример». Видя наше поведение и то, что наши слова не расходятся с делом, другой человек приобретает доверие к нам, и тогда он сможет принять помощь и в виде слов.

- Когда на пути встречаются трудности, нет желания искать причину их возникновения в себе: задавать вопросы и искать ответы на них, потому что нет доверия себе. Это бывает в том случае, когда человек идеализирует свой положительный опыт, а при получении другого варианта, не соответствующего его представлению, он не соглашается с ним и продолжает настаивать на своем варианте. Поскольку найденная информация не подтверждена личным опытом, она для него новая. В этот момент возникает желание отказаться от поиска и решить задачу уже испытанным способом. Например: надо сходить к директору и договориться о чем-то, это для меня новое. Я говорю: «Нет, я не могу, боюсь» и т.д. Дальше действую по опыту, обращаюсь к подруге: «Ты умеешь, у тебя опыт есть… ты сходи». В этом случае мы не стараемся сделать что-то новое для себя и не видим вреда от этого. Мы не выполняем свою задачу, не учимся чему-то новому, не обретаем на простых ситуациях положительный опыт, способности. Происходит затягивание, которое постепенно перерастает в проблемы. Важно понимать, что все происходит не случайно, и пытаться осмысливать каждую ситуацию.

Мы часто говорим, что мы «строим дом» внутри себя. Так вот, каков хозяин, такой дом он и выстроит. Хороший хозяин старается содержать свой дом в чистоте. Это значит, приучая себя к аккуратности в своем «доме», человек приобретает опыт самоконтроля при обдумывании. Таким образом обретается чистота, которая помогает нам в жизни более быстро принимать разумные решения. Работа над собой – это наведение порядка внутри себя.

Важно научиться по ходу жизни рассуждать, анализировать свое поведение, и тут же его корректировать - во время ситуации и после ситуации. Искать не разные методики, а стараться видеть привычки и зависимости, создающие препятствия в жизни.

У некоторых людей формируется заблуждение «Чтобы я смог решить свою задачу, мне должны объяснить, рассказать, как это сделать». Это приводит к поиску авторитетного человека, который может оказать в этом помощь, а потом - к зависимости от него. Получается, что человек не верит в действие нравственных законов мироздания: «ищущий – найдет», «безвыходных ситуаций не бывает», «знание и уверенность приводят к положительным результатам» и т.д.

Выбор способов работы над собой определяется самим человеком по разумности.

Через работу над собой человек обретает:

во-первых, уверенность,

во-вторых, он крепнет в своих решениях, в осознании того, что он поступает правильно, и что его действия полезные, необходимые для него самого и для людей.

Бывает, что причины устранены, и найден положительный выход (как поступать правильно), но ещё нет достаточного навыка, и проблема не решается, т.к. человеку требуется время, чтобы приобрести определенный опыт поступать по-новому (правильно). Здесь необходимо контролировать свое поведение и отмечать положительные изменения. Укрепление уверенности дает понимание того, что разумное осуществится, появляется целеустремленность к работе над собой и сила.

Знание нравственных законов также укрепляет веру и помогает человеку не войти в чувственное состояние.

С какими трудностями встречается человек при работе над собой?

  • Если человек не видит себя со стороны, то создается иллюзия, что все хорошо. А разбор ошибки начинается, когда ты ее видишь.
  • От чего зависит мотив наших поступков? От нашего мировоззрения - от того, чем мы руководствуемся: знаниями или заблуждениями, от нашего опыта. Бывает, что человек не желает видеть свои недостатки. Иногда это связано со страхом увидеть себя в невыгодном свете, за которым последует негативное отношение окружающих. Человек в таком случае ведет себя, как страус, который прячет голову в песок. Но люди как раз чаще всего «оценивают» нас по нашим поступкам, которых не спрячешь. Поэтому видеть ошибки в своем поведении, разбираться в причинах их совершения нужно и важно прежде всего нам самим, чтобы больше не совершать их и не причинять вред другим и себе.
  • Бывает, что человек не понимает смысла действия, или нет желания делать. Он считает, что кто-нибудь другой сделает.
  • Человек сравнивает себя с другими. Но у каждого человека на данный момент времени – разные жизненные задачи, поэтому сравнивать себя с другими бессмысленно. Сравнение приводит к усугублению взаимоотношений в коллективе или лицеприятию, это нарушает общую целостность взаимодействия в коллективе. Каждый из нас может сделать тот посильный вклад, к которому он готов. Важно видеть свою готовность.
  • Также трудность возникает, когда человек не хочет устранять отрицательные черты характера, потому что они ему удобны, они его устраивают. Например, человек всю жизнь был безынициативным, другие за него думали, решали, брали на себя ответственность, а он же, в лучшем случае, был им помощником и чувствовал себя при этом комфортно. Зачем же ему тогда меняться? Вдруг будет плохо, ведь говорят же, что «инициатива наказуема». Знание этических законов поможет разобраться в сути происходящего.
  • Существует этапность в обретении положительного опыта: сначала необходимо увидеть возможность положительного действия, начало этого действия приводит к умениям, повторение этого действия приводит к навыкам, а затем к способности.
  • Одна из трудностей при работе над собой - это теоретическое рассматривание и анализирование конкретных случаев, событий, и нахождение положительного выхода «общего характера», без конкретной привязки к случаю. Происходит поверхностное рассмотрение ошибок.
  • Трудности в работе над собой возникают, когда цель работы – корыстная. Например, заблуждение «Если я устраняю ошибки, влияющие на проблемы в организме, то у меня должно поправиться здоровье». Такое мнение сужает видение ситуации, потому что здесь работа над собой направлена только на изменение тела, а не на изменение черт характера, образа жизни.

l     Другое заблуждение, мешающее работать над собой: «Я вижу свою ошибку, понимаю, что это плохо, но работать над этим некогда».

Уже говорилось, что работа над собой - это процесс, а значит, его можно и нужно контролировать постоянно. Мешают этому: суета, лень, эйфория или отчаяние, привычка работать только в отведенное для этого время, а если не получается, то возникает страх: «Я не успеваю работать над собой». При этом сама работа над собой так и не начинается.

l     Мешает работать программа: «У меня нет проблем, зачем мне выдумывать специальные задачи для себя». Такая установка подстрекает человека на самонадеянность, самодостаточность, что приводит к непредусмотрительности: «Все само решится». Находясь в иллюзии, что можно без действий как-то изменить себя или ситуацию, человек уходит в мистику и в суеверия.

l     Трудности возникают, когда по возникшей ситуации человек видит проявления актуальной, свойственной ему отрицательной черты характера, но отвлекается на другие направления и не работает по этой черте характера.

Положительное решение будет в том случае, если идет работа по актуальным ошибкам, что дает возможность в будущем их не совершать.

l     Когда человек видит ошибки, у него появляется желание их исправить, и он находит варианты исправления их. Когда желание не подтверждается действиями, то нет и результата.

l     Работать над собой мешает ЛЕНЬ. Чтобы появился интерес и желание выполнять дела, есть такой способ: приступить к делу и в процессе его выполнения анализировать причины, препятствующие видению смысла этого дела и раскрытию интереса к нему.

 

Вывод:

1) Целенаправленная работа над собой приводит к объективному восприятию себя и окружающего мира. Человек действует согласно нравственному закону защиты: «Не совершающий ошибки не подвержен нападению».

2) Работа над собой — это выбранный человеком образ жизни (где бы ты не находился, что бы ты не делал, ты постоянно стремишься видеть свои недостатки и положительные их изменения, ищешь оптимальные варианты решений, и видя слабые стороны других людей, стараешься им помочь и т.д.)

 

Чтобы исправить ошибку, справиться с привычкой или недостатком, нужно:

1. Признать эту ошибку за собой, вспомнив конкретные случаи, и постараться понять причины ее совершения.

2. Осознать вред, нанесённый проступком, проявлением недостатка другим людям, делам, окружающему миру, самому себе. Для осознания вреда можно вспомнить не только реальные последствия проступка – испорченные взаимоотношения, нерешённые задачи, болезни и другие проблемы, но и подумать о том, к чему может привести этот недостаток в его крайних проявлениях. Например, агрессия – к войне, раздражительность – к разрушению семьи или коллектива, потере друзей.

3. Принять решение с данного момента не повторять ошибку или проступок. Свое сожаление о совершенном проступке и решение больше его не совершать нужно мысленно проговорить. Например: «Я сожалею, что так сделал. Постараюсь больше так не делать.»

4. Понять, как нужно было поступить в рассматриваемой ситуации, чтобы не совершить этой ошибки.

5. Контролировать выполнение принятого решения.

 

По материалам сборника "РАЗУМНЫЙ ВЫБОР". Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А. и др. - Новосибирск: Издательство НПФ "Бэсттек-Авиа", 2008. - 52с.

© Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А., 2008.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2013.


FaLang translation system by Faboba