Рассмотрим, что такое разумный выбор.
Разумный выбор - это принятие решения, которое при выполнении никому не принесет вреда.
Чтобы увидеть, что влияет на разумный выбор человека, рассмотрим рисунок №1. Поясним, какие взаимосвязи отражены на рисунке
- внутренний мир (совокупность интеллектуальных и личностных свойств человека, которые проявляются при решении различных жизненных задач, при постановке и достижении жизненных целей, а также, какие средства при этом используются);
На схеме показано, что определяет внутренний мир.
1. Опыт личности (положительный и отрицательный). Положительный — это качества такие как умения, навыки и способности. Отрицательный — это пороки, такие как ошибки, привычки, пристрастия;
2. Опыт интеллекта (ум) — это знания или ошибочные мнения (заблуждения).
- идея (главный мотив) — выраженное словами побуждение к конкретным действиям.
- интерес - это концентрация внимания на чем-либо (отправная точка, с которой начинается сбор информации либо дезинформации);
- выбор — принятие решения из нескольких найденных вариантов;
- поступки (действия);
- развитие (постоянное улучшение, которое приводит к более совершенному результату), или деградация.
Внутренний мир может быть направлен на развитие или на деградацию. Условимся первый определять как мир РАЗВИТИЯ, а второй как мир чувств (мир удовольствий, мир материальной зацикленности, мир конфликтов, мир хобби, мир страха, мир иллюзии и др.). Интерес зависит от того, в каком мире мы находимся. Например, человека, находящегося в мире конфликтов, влечет к разборкам, ссорам, и т.д. Для чего он это делает? Чтобы отомстить, отстоять, защититься, доказать. Это и есть главный мотив выбора.
Известен афоризм Ландау: «Человечество движется по касательной к той кривой, которая определяет его жизнь».
Внутренний мир человека определяет образ его жизни (поступки, дела, намерения). В зависимости от этого, можно видеть, к чему человек идет. Главный мотив внутреннего мира дает направленность действий, выбора человека, из чего формируется его жизнь. Касательная - это то направление, по которому движется человек. При выборе действий важно иметь представление о последствиях данного решения, и можно предвидеть полезность или неразумность планов.
Человеком может двигать прихоть, разного рода соблазны - «хочу, и все», «хочу, и меня не переубедишь». Осознав вред от подобных желаний, можно изменить выбор и действия.
Важно помнить, что сейчас, сделав выбор, мы формируем будущие ситуации своей жизни. Если в данный момент делается выбор, приносящий положительные плоды, то идет приобретение положительного опыта, умений, навыков, способностей. Противоположный выбор приводит к деградации и разрушению человека.
Например, есть выполнение дел на основе НАДО, ОБЯЗАН, а есть выполнение дел на основе ПОНИМАНИЯ. Почему, зачем я должен там быть? Почему мне приходится это делать? Почему это разумно делать мне? Важно увидеть разницу, на чем основан интерес участия в каком либо деле. Обременение делами ведет к усталости, нервозности, утрате понимания сути дела, а видение полезности дела укрепляет человека, делает его уверенным, выносливым. Открывается вторая сторона — ощущение, что ты в коллективе, где есть понимание и поддержка. Появляется радость от того, что мы вместе делаем общее дело.
Влияние внутреннего мира на разумный выбор
Рассмотрим:
- мир материального благополучия
- мир развития
Человек может очень быстро переходить из одного мира в другой. Например, быть в мире развития, руководствоваться Разумом (способностью логически и творчески мыслить, что помогает принять решение на основе положительного опыта). И тут же, при смене каких-то незначительных внешних факторов, может быстро перейти в чувственный мир.
Рассмотрим мир материального благополучия. Что влияет на то, что человек может быть в этом мире? Из рис. № 1 видно, что влияют ошибочные мнения и опыт.
Мир материального благополучия
Рассмотрим общие характерные мнения, которые оказывают влияние на переход человека в материальный мир:
«Раз я живу в этом материальном мире, то все материальное имеет большое значение».
Потому что:
«без этого не обойтись»,
«все построено на этом»,
«без денег не прожить»,
«раз я живу в этом материальном мире, то от этого никуда не деться»,
«главная задача человека – это материальное обеспечение себя, семьи».
Эти мнения могут в ряде случаев быть незаметными. Но в момент выбора они могут повлиять на него и исказить действия: заставить человека руководствоваться только личной выгодой при выборе дел.
Например, у каждого человека есть какая-то своя материальная область, которой он придает большое значение. При этом сам человек обычно не осознаёт, что она в реальности не так важна, как ему кажется. Такой областью может быть огород, ремонт квартиры, машина, работа и так далее. Ошибка - в преувеличении значения этой области. Например, человек увидел, что компьютер помогает в нашей жизни во многих делах, и незаметно для себя начинает использовать его для пустого времяпровождения: игры, поиск ненужной информации. Формируется увлеченность, и тогда компьютер уже представляется человеку главной областью жизни. Лишившись компьютера, человек будет пытаться любой ценой восстановить его.
Если предложить каждому из нас написать необходимый ему материальный минимум, то, сверив полученные цифры, мы увидим, что представления о достатке будут разные. А лично для каждого это будет «разумный» минимум (в его понимании).
Наши представления откладываются у нас в голове. То есть, какое мнение мы туда закладываем, какая цель определяет наше мнение - то в жизни мы и получаем. Если руководствоваться мнением, что денег всегда не хватает, то их никогда не хватит (если не определить действительно разумный минимум).
Если мы оглянемся назад, то увидим, что все наши мечты и планы сбываются.
Но некоторые сбываются с корректировкой, хорошо - если с положительной, а некоторые буквально, т.е. что хотели, то и получили. Поэтому нужно быть внимательным к тому, что ты хочешь. Рассматривать цель, задавая вопросы: для чего я это делаю, зачем мне это нужно, во что это выльется. Обратить внимание, нет ли здесь прихоти или корысти. А могут быть и другие факторы. По закону подобия, подобное притягивает подобное. Иными словами: что я хочу, то и получаю.
Помогает корректировке правильно найденная цель данного действия. Если цель и смысл жизни совпадают, то и результат будет положительным (смысл жизни — это становиться более совершенным, приобретая определенные качества).
Есть ошибочные мнения, незаметные для человека, которые мешают сделать правильный выбор. Вот некоторые из них:
- «то, что я делаю, касается только меня»
- «это мое желание, и оно никому не вредит»,
- «это мое личное дело, я делаю это для себя».
Руководствуясь такими мнениями, человек не видит того, что жить изолированно от других людей нельзя, так как его решения, поступки проявляются в действиях, которые приносят вред находящимся с ним людям.
Рассмотрим другие ошибочные мнения, которые приводят к чрезмерной увлеченности материальной стороной жизни:
- «опасно нарушать законы материального мира, потому что будешь «белой вороной» - не таким, как все»,
- «родственники не поймут»,
- «в этом мире нужно быть, как все».
Стоит ли выделяться из общей массы, быть «белой вороной»?
Люди размышляющие, ищущие смысл жизни, понимают, что возможно даже в этой жизни жить по-другому. Если стараться жить как все, то не получишь того огонька, который нужен людям, чтобы показать, что возможно жить иначе, не по волчьим законам. А именно - бескорыстно.
В учебнике этики написано: общество всегда делилось на три части.
Одна часть - люди, которые различают, что такое хорошо и что такое плохо, и осознанно могут этого не делать — независимо от того, есть законы или нет.
Вторая часть, большая – ей нужны законы, чтобы, различая, не было соблазна сделать плохое.
И есть третья часть, которая, если не будет законов, будет делать только вред — потому что её останавливает только страх наказания.
Получается, что все разные, а значит, всегда были белые и черные вороны.
Не быть белой вороной - это значит, быть уверенным в том, что если ты поступаешь разумно, это норма. Если я уверен в этом, на меня не будут смотреть, как на белую ворону, а наоборот, заинтересуются и спросят, почему я так живу. Тогда можно раскрыть себе и другим, почему считаешь разумное поведение нормой. Так, однажды в институтегруппа студентов решила уйти с лекции. Но одна студентка отказалась и осталась, хотя все её уговаривали сбежать. Она спросила у всех: «А зачем мы тогда сюда шли?». И с ней остались еще два человека, потому что передумали.
Если стремиться «быть как все», то можно совершить любое преступление, даже убийство. Известно много случаев, когда группы подростков совершают преступления. Потому что стремление «быть как все» оказывается сильнее, и становится уже не важно, куда и зачем они идут. Такими людьми легко манипулировать.
Материальное благополучие - это временное явление.
Когда чего-то не достает, то смотришь на других, и хочется иметь это. Можно поставить себе цель в жизни: приобрести то, чего хочешь. Она будет незаметна для многих, но она есть, и человек рано или поздно может её достичь.
Но почему часто, когда достиг удовлетворительного материального состояния, потом оказывается, что внутри пустота?
Достаточно зарабатываешь, хорошая дача, квартира и т.д. Но ты не обратил внимания, в каком состоянии ты находился, когда достигал этого. Что у тебя творилось в душе? Главное было — приобрести, обеспечить себя и семью, а каким путём — неважно. В этот период меньше всего воспринимаются подсказки совести, потому что цель была поставлена такая, что совесть не позволила бы её достичь: не воруй, не давай взятку, не обманывай — а как тогда заработаешь денег столько, сколько хочется (а хочется много...)?
Достижение материального разрушает душу человека и приводит к пустоте. Поэтому достигаешь, а потом думаешь: зачем все это? Кто пережил это, тот может сказать: материальное - не главное.
В Норвегии самый большой доход на душу населения. Но эта же страна стоит на первом месте по случаям суицида. Людям жить не для чего: всё есть, затем - самодовольство, дальше - потеря смысла жизни и пустота.
Люди, которые попали в какую-либо беду, сожалеют, что раньше ставили себе целью достижение материального и вовремя не сделали правильный выбор. Потому что этих бед могло не быть.
Однако, человек не должен насильно отказываться от того, чего бы он хотел. Пока он не достигнет понимания этого, он никогда не откажется, а будет ругать себя, бичевать, оправдывать, почему он не достиг этой мечты.
Одна семья приобрела дачу. Какое-то время все работали вместе. Но потом дети отказались помогать. Один зять сказал, что будет помогать через три года, когда выучится. А кто-то должен был работать. В таких случаях происходит выбор: или ты будешь ждать, когда пройдут эти три года, и кто-то поможет тебе, или подумаешь: «А кому это надо? Кому дача нужна? Тебе это надо сейчас?»
В такие моменты человек находит свой приоритет. Он сейчас изменяет свое решение и корректирует свою дальнейшую жизнь, тогда нет обременения. Нет оправданий: «вот дети подрастут», или «сейчас дочь мало получает, денег не хватает. Я должна помогать», «некуда деть детей, нужно водиться»… Для этого существует рассуждение, рассмотрение, понимание смысла жизни.
С чем я сопоставляю свое решение, выбор? С дочерью, ее трудностями или со смыслом жизни? Ведь разумное решение никому не навредит. А если выбрано неразумное решение, оно будет разрушать что дочь, что меня. Но это не значит, что все сразу примут мое разумное решение. К людям это понимание приходит постепенно. Когда они видят, что ты тверд в этом, что ты следуешь этому, тогда и у них происходят изменения.
Данные мотивы разбираются для того, чтобы каждый задумался: что мной руководит? Какой я делаю выбор?
Очень часто встает вопрос: материальное - это плохо, или это хорошо? Плохо или нет, если человек большую зарплату получает?
Не на то ставится акцент. Не «плохо» или «хорошо».
«Плохо», то есть разрушительно, когда жизненная установка — достижение материального. На что направлен моя жизнь? На материальное обеспечение, или есть цель нравственная? Если я живу для развития, это не значит, что я отказываюсь от материального.
Могут быть крайности: человек зациклен как на материальном благополучии (тогда он все силы тратит на зарабатывание денег и приобретение нужных вещей: «Сначала я выправлю свое материальное положение, а потом буду заниматься нравственностью»), так и на нравственном развитии (фанатизм, когда человек говорит: «Я останусь бедным, и буду заниматься только нравственной стороной»). Эта чрезмерность лишает его развития других сторон его личности. Когда нет чрезмерности, идет пересмотр, рассуждение, рассмотрение, что ты делаешь и зачем, тогда все выравнивается, и ты не беден. Человек, для которого развитие на первом месте, а материальное — не самоцель, а средство, не может быть беден, потому что он находится в поиске и различении, и это помогает ему определять, что для него действительно нужно, а что — лишнее. И поэтому его внутренние желания не расходится с реальными возможностями.
Мир развития
Что это такое?
Это то состояние, когда мы в Разуме, способны различать, размышлять, найти разумный выход.
Рассмотрим развитие с точки зрения действий.
Есть действия, которые носят для каждого в разный период отрицательный характер: вред, разрушение. Когда человек осознает, что совершает ошибку, и решает поступать по-другому, то начинается процесс изменения его к лучшему. У каждого период рассмотрения своей ошибки разный, поэтому говорится, что у каждого разный уровень различения хорошего и плохого.
Большинство, работая над собой, увидели появившийся положительный навык что-то делать, предпринимать, относиться без эмоций к событиям. У них появилась возможность без отрицательного действия поступать правильно. Это действие носит созидающий характер, где нет отрицательного - вреда. Значит, уже в этом мире мы можем прийти к пониманию созидания. Это и есть Мир развития. В нём мы можем находиться и дома, и на работе, и в кругу друзей — везде. Учитываются не сами сферы деятельности, а наши действия в разных сферах.
По материалам сборника "РАЗУМНЫЙ ВЫБОР". Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А. и др. - Новосибирск: Издательство НПФ "Бэсттек-Авиа", 2008. - 52с.
© Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А., 2008.
© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2013.