Шаг второй - в энеолит
Нам предстоит познакомиться на практике с двумя древнейшими- приемами изготовления больших сосудов.
Разумеется, никто не заставляет нас делать действительно крупные вещи (хотя это и не запрещается). Вполне можно обойтись небольшими учебными моделями.
Главное — усвоить принцип этих приемов, позволяющих делать достаточно сложную продукцию, обходясь без гончарного круга.
Прием первый: спирально-жгутовый
Судя по наиболее древним археологическим находкам, истоки этой технологии следует искать на островах Новой Гвинеи. Однако нельзя не учитывать, что сосуды, изготовленные таким способом и относящиеся к более позднему периоду, встречались на территории современного Китая и Англии. Видимо, идея «носилась в воздухе». А заключалась она в том, что стенки сосуда любой конфигурации составляются из постепенно накладывающихся друг на друга слоев длинной глиняной ленты-жгута.
Мне кажется, что описания основного принципа достаточно, чтобы понять технологию, но есть в ней некоторые секреты, о которых необходимо рассказать подробнее, а заодно и познакомить вас еще с двумя инструментами гончарного ремесла — перышком и ребром.
В качестве перышка раньше использовали гусиные перья с достаточно объемным пуховым покрытием, позволяющим довольно обильно смачивать нужные поверхности изделия водой и при этом не оставлять ненужных следов. До сих пор достойной замены гусиному перу человечество не создало. Попытки использовать для смачивания разнообразные пульверизаторы не оправдали себя. Они дают или слишком много воды, или слишком мало, или оставляют следы. Мало пригодными оказались и различные кисточки.
В качестве второго инструмента древние гончары использовали набор настоящих ребер коровы. Они достаточно велики и округленны, чтобы ими можно было пользоваться без особой предварительной обработки.
В настоящее время чаще используются искусственные ребра, сделанные из пластика, что позволяет придавать инструменту самую изощренную форму для работы с уникальными изделиями. Но для начала можно вполне обойтись и деревянной дощечкой с закругленными гранями и краями.
Стоит отметить, что многие современные мастера по-прежнему предпочитают инструмент, данный нам природой, и добывают его на ближайшей бойне.
Ребро необходимо для выравнивания поверхности изделия и сглаживания соединяемых элементов.
Оно очень пригодится нам при изготовлении чайников с носиками и ручками, но было бы хорошо овладеть им при достаточно грубом соединении слоев нашего спирального жгута.
Итак, отрежьте проволокой небольшое количество глины для основания нашего сосуда и раскатайте из нее круг нужного диаметра.
Для этого, разумеется, необходимо заранее представить себе, какой формы вы собираетесь сделать сосуд, какой величины.
Даже самые опытные мастера предпочита¬ют вначале сделать карандашный набросок будущего изделия и размещают его эскиз перед собой во время работы. Отсутствие у вас таланта живописца катастрофой не грозит,— в конце концов, важен результат в глине, а не на бумаге, но чем лучше будет ваш рисунок, тем эффективнее будет его использование.
В небольшом тазике разведите грамм триста глины до состояния жидкой мази, так называемый шликер, с его помощью вы сможете исправить некоторые дефекты в работе.
Теперь приступайте к изготовлению жгута. Он должен быть как можно более длинным, а толщиной не превышать 4-5 см.
Есть два основных способа подготовки глиняного жгута. Первый заключается в том, что жгут делают сразу от начала до конца и затем приступают к навертыванию спирали.
Второй — более рационален: из общей массы глины «выдавливается» нужное количество для изготовления первого слоя спирали, а затем по ходу работы жгут наращивается постепенно. Оба способа приемлемы, их достоинства и недостатки вполне уравновешены (они связаны с неоднородностью глины, вызываемой различной скоростью высыхания в процессе работы), поэтому вы можете выбрать тот, который вам больше нравится.
Смочите влажным перышком край глиняного основания и ту часть жгута, которая станет первым слоем вашего сосуда. Вытяните кончик жгута клином так, чтобы его угол позволял второму слою ложиться на первый без излома. Постарайтесь выложить первый слой таким образом, чтобы по вертикали он образовывал угол по отношению к плоскости основания, то есть диаметр окружности, образованной первым слоем, должен быть чуть больше диаметра основания сосуда.
Теперь пора браться за ребро. С его помощью сдавите места соединения жгута и основания так, чтобы они полностью слиплись, но при этом постарайтесь не повредить форму первого слоя, и побеспокойтесь заранее, чтобы осталось достаточно его «тела» для соединения со вторым слоем. Если слипание происходит не полностью, воспользуйтесь более жидкой глиняной смесью и промажьте ею стыки слоев изнутри изделия.
Дальнейшее очевидно: каждый раз перед выкладыванием очередного слоя спирали нужно обильно смачивать и его, и поверхность предыдущего, помещать его на подготовленное место, а затем выравнивать с помощью ребра и промазывать жидкой глиной по мере необходимости. Меняя диаметр очередного слоя, вы изменяете форму вашего изделия.
Обратите внимание на то преимущество, которое дает вам эта техника: форма вашего изделия совсем не обязательно должна быть симметричной. Овладев этой технологией, вы можете создавать сосуды в виде фантастических фигур. В некоторых случаях работа на гончарном круге вам может этого не позволить.
Прием второй: налеп
Конструкцию изделия, изготовленного предыдущим способом, можно представить в виде плотного слоя глины, получающегося при накручивании жгута на воображаемую модель. Если же вы представите себе воображаемый стержень, на который набрасываются глиняные кольца, то поймете принцип второго приема. Глиняный жгут словно бы разрезается на небольшие отрезки, которые мастер слепляет в кольца, а затем последовательно укладывает их слой за слоем. На самом деле древние мастера делали эти кольца не из разрезанного жгута, а из отдельных кусочков глины соответствующей величины. Прорезав в середине комочка отверстие, они растягивали образовавшиеся стенки до нужного размера. Это уменьшало количество стыков и делало сосуд менее водопроницаемым. В остальном техника полностью совпадает с той, что описана выше: соединения разравниваются с помощью ребер и уплотняются по мере необходимости жидкой глиной.
В обоих случаях изделие высушивается вверх дном после того, как глина будет в состоянии сохранять форму.