Значительно более высокие требования воспитатель может предъявить в подготовительной к школе группе детям 6— 7 лет. Здесь он должен научить детей передавать характерные признаки предмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдать пропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основного куска глины.
Дети должны научиться утяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, на подставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движения фигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их по смыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказок или рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобы обеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей понимать характерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов на одной подставке в определенных смысловых соотношениях.
Воспитатель учит детей, помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленной фигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимней одежде — на снежный ком, дети держатся за руки).
В этой группе детям можно давать и очень маленькие комочки глины, так как дети легко работают пальцами и могут делать мелкие предметы. Можно давать и большие куски для лепки фигуры высотой 12—15 см, так как рука ребенка уже окрепла и он может мять большой комок глины.
Детям 6—7 лет можно давать задание лепить по сюжету сказки, опираясь на словесный образ. Некоторые эпизоды для иллюстраций сказок в лепке воспитатель подбирает так, чтобы детям было достаточно легко сопоставить фигуры (встреча зайца с колобком, петух уговаривает зайца не плакать, медведь несет девочку в корзине и т. д.). Композицию сюжетного изображения дети должны продумать сами. Указания воспитателя могут быть сложнее, чем в средней группе (3—4 минуты). Воспитатель может предложить детям лепить с натуры, точно придерживаясь формы предмета, например, яблоко.
— Дети, попробуйте вылепить вот такое яблоко. Внимательно присмотритесь — это яблоко крымское, оно не похоже на шар, оно удлиненное. Верхняя ямочка у черенка глубже, чем у антоновки.
Лепка с натуры вводится только с детьми старше в лет. Воспитатель, отбирая натуру, должен следить за тем, чтобы она не была сложной, чтобы лепка с натуры не представляла детям большого труда. В качестве натуры обычно предлагаются очень простые предметы — овощи, фрукты, грибы, посуда. Помимо работы с натуры, воспитатель может предложить и лепку по модели-образцу.
В качестве такой модели хорошо предлагать игрушку. Иногда можно взять и мягкую игрушку, но, как правило, лучше брать скульптурные игрушки.
При работе по модели воспитатель анализирует ее вместе с детьми, подводя их к пониманию исходной формы (яйцеобразной, грушевидной, шарообразной и т. д.). Воспитатель иногда предлагает детям точно следовать модели, иногда же — только использовать основную форму, но самостоятельно продумать детали, изменить позу, положение фигуры. Так, показывая керамическую фигурку — мальчик с лыжами, воспитатель предлагает:
— Слепите сегодня то, как мальчик лепит снежную бабу. Я покажу вам только фигуру мальчика, но стоять он должен иначе — подумайте, как его поставить, как поднять руки. Мальчик может прикладывать кусок снега к туловищу бабы, делать ей ноги, надевать шляпу, вставлять в руку метлу — подумайте, что будет делать мальчик у вас. Снежная баба может быть с носом-морковкой, с пуговицами, на голову ей можно надеть таз, ведро. Продумайте, какую слепить бабу.
Иногда воспитатель предлагает детям самостоятельно выполнить задание, пользуясь лишь словесным указанием, например:
— Вы уже лепили людей, знаете, как вылепить мальчика. Слепите лыжника — поставьте мальчика на лыжи, в руки дайте палки. Чтобы мальчик лучше стоял, он должен опираться на палки. Концы палок прилепите к лыжам, тогда фигурка будет стоять прочнее. Лыжник может идти по ровной дорожке, может катиться с горы, подумайте, как его поставить, нужно ли наклонять. На занятиях по замыслу дети не только самостоятельно продумывают тематику работы, но и используют полученные ранее навыки и умения, усвоенные приемы работы — оттягивают, соединяют, заглаживают, примазывают, по назначению используя стек.
Работу со стеком воспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стек для прорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее — разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезать углубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года он показывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стека и как их наносить для получения красивого орнамента, узора.
Если дети сидят за двухместными столами, показываемая им модель, натура должна быть более крупной, чем детская работа, и находиться на некотором возвышении, чтобы ее хорошо видели все дети.
Светлый предмет следует показывать на темном фоне, темный — на светлом. Для этого нужно иметь лист картона, окрашенный с одной стороны темной бумагой и с другой — светлой. Нельзя проводить показ с темной глиной воспитателю, одетому в темный халат — дети плохо видят показ.
В этой группе воспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детям вопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболее распространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, а также частичный показ — показ способа передачи движения, изменения позы, новых деталей, новых приемов работы. Например, если дети уже лепили кошку в старшей группе, воспитатель напоминает только детали — уши острые, хвост поднят вверх, нос тупой, короткий, лоб крутой.
— Вот кошка ловит мышь — посмотрите, как она пригибается к полу: передние лапы вытянула вперед, почти совсем припала грудью к полу, а туловище выгнула. Задние лапы слегка поджала. А когда кошка ляжет, как она кладет лапки? А когда потянется?
В группе, подготовительной к школе, во время сюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобы детям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уже неоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатся изображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточно выразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды из знакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценки приобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженной направлением, позой. Работа со стеком позволяет усилить выразительность, добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.
В этих случаях основное внимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.
При работе по замыслу воспитатель может напомнить детям эпизоды из любимых сказок, интересные события, особенно в тех случаях, когда дети затрудняются в выборе темы, но он не должен навязывать предложенной темы, он лишь советует детям, долго думающим, что интереснее слепить. Нельзя забывать, что одним из программных требований является самостоятельное придумывание ребенком темы своей работы, поэтому к предложениям, напоминаниям нужно относиться чрезвычайно осторожно, предоставлять ребенку возможность широкого выбора.
И детям 6—7 лет необходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучивания рукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужно следить и за позой ребенка, за положением его рук.
6—7-летние дети более требовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно и легко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6—7 лет уже способен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и к отделке, не за всякую работу легко берется.
Смелость в работе воспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке, и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, с удовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.
Воспитатель предоставляет детям еще большую свободу действий и замысла. Он показывает лишь те приемы, без которых работа может перестать удовлетворять возросшим требованиям ребенка. Очень трудно поставить на тонкие ножки грибы — лисички, мухоморы. Воспитатель показывает, как объединить их на подставке. Еще трудней поставить на ноги животное, человека — и здесь приходит на помощь совет воспитателя.
Мелкие детали из глины быстро подсыхают в теплых руках ребенка, и их трудно прочно прикрепить к изображаемому предмету, поэтому в группе, подготовительной к школе, на всех занятиях следует давать детям смоченные в воде байковые тряпочки на подносах или блюдцах, чтобы дети могли прикладывать к фигурке размягченную водой деталь и легко примазывать кончиком стека.
6—7-летним детям в процессе занятия реже нужна техническая помощь воспитателя, обычно дети обращаются к нему лишь за советом — можно ли так украсить, как лучше добавить, пополнить. Однако и здесь воспитатель должен видеть затрудняющихся детей и немедленно приходить на помощь в тех случаях, когда видит, что этот ребенок еще неспособен самостоятельно выйти из затруднительного положения, знает, что ребенок много дней отсутствовал в детском саду или недавно поступил в детский сад.
Предметы, предлагаемые детям для рассматривания перед лепкой и употребляемые в качестве модели или натуры в группе подготовки к школе, разнообразны и более сложны, чем в предыдущих группах. Значительно большее место занимают здесь фигуры человека, животных.
Посуда сложнее не только по форме, но и по росписи, украшениям.
Дети в первые дни снова возвращаются к простейшей теме, знакомой с младшей группы, но здесь требования детализации, уточнения формы значительно выше, чем даже в старшей группе. Дети передают незаметный переход от толстого к тонкому, пролепливая грушу, лимон, делают тонкую работу пальцами, оттягивая мелкие детали, подправляют стеком. Имея перед собой натуру, дети стремятся передать наибольшее сходство с ней. Лепят более сложную по форме посуду.
Животные встречались и в предыдущих группах, но лепили их дети весьма примитивно. Ставя животное на четыре ноги, ребенок сразу подходит к возможности изображать не только игрушку, но и встречавшихся ему живых животных. Иногда воспитатель, особенно при встрече с новым в работе, дает детям полную последовательность лепки, например:
— Скатайте столбик, отогните вверх меньшую часть, половину ее отогните вперед, прижмите пальцами и выделите нос, вылепите уши, хвост, прочно прилепите их. Скатайте два небольших столбика, согните в дугу — это ноги, прилепите ноги с небольшим наклоном — передние вперед, задние — назад. Хорошо примажьте пальцами, чтобы не было видно присоединения ног. Теперь подумайте, что будет делать собака — бежать, лежать, сидеть, лаять, что нужно для этого сделать. Лепя белку, дети сначала пролепливают грушевидное туловище, обжимая пальцами место, где надо прилепить передние лапки.
Птиц поставить на две ноги без каркаса нельзя, но в детском саду при лепке каркас не используется, и поэтому детей ориентируют на установку птиц на подставку. Почти всех птиц можно вылепить, используя для туловища яйцевидную форму, и воспитатель показывает, как это сделать и как затем прорисовать стеком перышки, глаза.
Опыт детей становится богаче, впечатления обильнее, представления отчетливее, умения и навыки разрешают подойти к достаточно сложной тематике, и в зимние дни дети шире передают в лепке предметы, окружающие их, знакомые по играм, труду, праздникам. Деда-мороза дети часто пытаются вылепить, но мешает много детальность, и воспитатель облегчает детям этот труд, показывая, что для основной части фигуры можно взять конусообразную форму, шапку, воротник сделать из цилиндрических форм, найти для них место на конусе, определенным образом пролепить, под воротник прилепить руки, сделать опушку на шубу, бороду, усы, помогать себе стеком. Куклу дети лепят с натуры, зимние игры и развлечения отражают по представлению.
Воспитатель показывает, как разделить стеком нижнюю часть фигуры мальчика, чтобы выделить ноги, как опереть лыжника на палки, мальчика, катающего снежный ком, опереть на шар для придания устойчивости.
Иногда дети делают коллективную работу. Так, работая над темой «Зоопарк», дети лепят с натуры игрушки, реалистически передающие тех или иных животных. Воспитатель договаривается с детьми о размерах, дает советы, указания, показывает, как пролепить затрудняющие детей детали, помогает найти наиболее приемлемую исходную форму.
Лепя посуду, дети стараются загладить поверхность, максимально передать сходство с натурой, воспитатель учит их украшать посуду насечками при помощи стека.
Тема сказки часто проходит через занятие лепкой у детей 6—7 лет. Они и сами на занятиях по замыслу чаще выбирают именно сказочные сюжеты. Воспитатель показывает, как выбрать нужную исходную форму для таких сложных тем, как, например, лягушка, лебедь, как резать глину стеком, чтобы сделать некоторые формы более четкими, отчетливыми, как стеком изобразить чешую рыбки. Летом, имея больше возможностей получить глину, дети многое лепят для своих творческих игр.
В группе подготовки к школе дети 6—7 лет самостоятельно окрашивают свои изделия из глины. Иногда для такой раскраски они пользуются натурой, моделью. Работы, сделанные на занятиях лепкой по замыслу, дети окрашивают по представлению, но иногда для этого необходимо напоминание воспитателя, подбор соответствующей гаммы красок.