Предисловие
Причина, побудившая автора обратиться к данной теме:
трудно было находиться рядом с несдержанным раздражительным человеком в замкнутом пространстве, которым является автомобиль во время длительной поездки.
Читателями могут быть водители и другие участники дорожного движения с различным уровнем образования, разного возраста, социального и экономического статуса.
Статья может наглядно показать, как можно позитивно реагировать на постоянно меняющиеся ситуации. Научившись правильно принимать решения, можно реально влиять на происходящие изменения, помогая себе и другим избегать осложнений.
Движение на дорогах - интересный процесс, полезный для формирования навыков и изменения своего характера.
Автор надеется, что у читателя, ознакомившегося с предлагаемой статьей, изменится не только мировоззрение по отношению к участникам дорожного движения, но и к жизненным ситуациям вообще.
Жить-да!
Вопрос, как?
Один мой знакомый водитель, садясь за руль, преображается. Он, как ястреб, вылетает на дорогу и видит сразу всю картину. Картину он видит своеобразно в силу своего темперамента и взрывного характера.
Итак, мы поехали, и сразу слышится: «Смотри, что делает! Вот козел: не показывая, из левого ряда — в правый ряд! А вот еще один козел: уснул, что ли, за рулем — куда его тянет?».
«Может быть человек действительно не выспался» - осторожно замечаю я, - «Не сердись на него». Но замечания продолжают сыпаться. «А это еще что за придурок? Пьяный что ли? Надо быстрее уйти от него!»
Я замечаю: «Возможно, он спешит. Ты однажды вез свою дочь в роддом. Она стонала у тебя в машине, и ты спешил: «Успеть бы!» - делаю попытку убедить его. А этот водитель, может быть, первый раз самостоятельно за рулем. Помоги ему мысленно, как надо поступить».
«Пусть прижмется к краю и пилит сколько хочет» - говорит недовольно водитель. «А этот козел выперся на середину. Думает, что он один на белом свете. Ой, баба за рулем! Понятно!»
Машина принимает вправо и, не спеша, продолжает движение.
«Вот видишь— она тебя услышала» - говорю я.
«Ну да, услышала! Думать надо!»
Есть такая способность у человека — мыслить. Эта способность дает возможность взаимодействовать, понимая друг друга без слов. «У тебя есть хорошее качество — мысленно информировать человека» - продолжаю я.
«Не вздумай дергаться» - уже спокойнее говорит водитель, обращаясь к другому участнику движения, который готов выехать на трассу с примыкающей дороги справа. Водитель с примыкающей дороги пропускает проносящиеся по трассе машины и, улучшив момент, никому не мешая, выезжает, вливаясь в общий поток. Здесь работает закон сообразительности: быстрое нахождение рационального варианта приводит к кратчайшему решению. А правильная цепь рассуждений о дальнейших события приводит нас к безошибочным результатам в будущем.
Проходит время, и мой знакомый водитель рассказывает, как у него на дороге повторяются одни и те же ситуации. А именно: иномарки с правым рулем идут за ним на достаточном расстоянии. При обгоне он, включая левый сигнал, мысленно говорит водителю: «Пошел за мной!». И уходит на благоприятное расстояние - для того, чтобы следующий за ним водитель с правым рулем, мог встроиться в колонну идущих машин.
Радость взаимодействия помогает водителям оживить поездки по серому монотонному асфальтовому полотну, так как удовлетворение от достигнутого поддерживает и укрепляет состояние активности.
Когда мой знакомый водитель злился на всех и на все, поездки были на грани нервного срыва. Здравомыслие помогло перестроиться, и жизнь открыла лучшие качества его характера. В действительности, он разносторонне развитый человек. Про него говорят: классный водитель. И вообще, за любое дело он берется «с огоньком», выполняя его на совесть. К своему пенсионному возрасту он освоил много профессий, приобретя разные навыки работы. Он научился руководить большим коллективом и помогать начинающим специалистам. Стал мудрым человеком.
А что такое мудрость? Это совокупность способностей, ведущих к предусмотрительности и принятию оптимальных решений, дающая самый верный результат.
Чем больше человек осваивает новых видов деятельности - тем быстрее он развивается. Оказывается, есть законы развития, помогающие нам становиться лучше. Законы действуют независимо от того, знаем мы о них или не знаем, принимаем их или нет. Так, малыш, не зная о физическом законе притяжения Земли, находится под его воздействием. Законы гравитации удерживают вращение планет солнечной системы на их орбитах. Нравственные же законы помогают человеку удерживаться на пути развития, что способствует совершенствованию всего общества. Знание законов дает возможность объективно оценивать происходящее, помогает увидеть и исправить в себе недостатки, оказать и получать поддержку, найти ориентиры в жизненном пространстве.
Например, можно понаблюдать за собой с точки зрения закона познания. Он говорит о том, что постоянное приобретение знаний и правильное их применение ведет к самосовершенствованию.
Попробуйте проследить за собой по следующей схеме.
Для примера возьмём водителя, о котором недавно шла речь. Ему все интересно. Когда его внимание было обращено на положительные стороны взаимодействия, у него произошло осмысление своего поведения. Пришло понимание вреда неблаговидных высказываний относительно участников дорожного движения, и появилось видение, как можно действовать без вреда. Здесь же произошло применение этого понимания как на мысленном уровне, так и в словах. Высказывания стали более сдержанными. По описываемым ситуациям видно, как в дальнейшем изменились и сами ситуации. Личность развивается путем изменения человека в лучшую сторону.
Наша жизнь — это та же дорога. Мы являемся непосредственными её участниками. Что мы выберем в качестве основы для руководства в жизни, так и сложится наша судьба. Либо мы будем жить среди «козлов» и придурков, либо среди друзей. Пусть у окружающих сложные характеры, пусть иногда они поступают не так, как хотелось бы нам. При нашем искреннем доброжелательном отношении человек раскроет лучшие черты своего характера. Жизнь станет интересной. Пользуясь предложенной схемой «ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ», можно изменить свои взгляды на окружающий мир. Обратите внимание на свои черты характера, на то, как каждый поступок приводит к каким-либо последствиям для того, кто его совершает. Это закон личной ответственности.
Также при помощи доброжелательности и размышлений ситуации становятся управляемыми, а движение на дорогах жизни - безопасным.
Уразова А.И.
____________________________________
По материалам сборника "Те ли цели" Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск:, 2008. - 47с.
© С.Я. Устюжанин, С.Я. Зайцева, А.К. Устюжанина, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова, Н.Н. Склярова и др., 2008.
© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2013.