«Мне всегда казалось, что неопределённость не такое уж и зло, пока не испытал тяжесть этого состояния на себе»
«Не знаю, как поступить», «не знаю, как, но как-нибудь буду делать», «можно и так, и так, что-нибудь, да получится», «не знаю, чью точку зрения принять», «не понимаю, как объяснить…» - вот всего лишь несколько словесных выражений неопределённости. Нечёткость, туманность, неясность, расплывчатость, как смутное представление о чём-либо - самые характерные признаки этого состояния.
Можно предположить, если человек отбросил все сомнения, выбрал для себя конкретную линию поведения, и решил неотступно следовать ей, то «теперь все в порядке – определился». Но всегда ли в порядке на самом деле?
Рассмотрим самую простую ситуацию. Молодому человеку друзья предлагают «весело провести время» в баре. Он не может решиться. С одной стороны уже знает, чем это может кончиться при его наклонностях. С другой стороны - «уж очень хочется». Решил пойти. Можно было бы сказать – определился. Но какую цель он поставил? Надолго ли такая «определенность», если в ней пренебрегаются последствия выбора? Ведь если исходить из того, что определенность – это наличие чётких убеждений, целей, умение делать выбор, различая действительность, то такого состояния у нашего героя еще не наблюдается. Пока выбором человека управляют прихоти и соблазны, состояние его будет неустойчивым, зыбким. До тех пор пока не определится в том самом главном, что можно назвать смыслом, сутью его жизни.
Также как не любое решение, так и далеко не всякую устоявшуюся жизненную позицию и не любой образ жизни можно отнести к определённости. Например, если человек ведёт себя нагло и самоуверенно, грубит, бесчинствует, то не следствие ли это неопределённости в самом главном – в выборе моральных ценностей.
Именно неопределённость в разных областях жизни становится поводом для совершения многих ошибок. Как происходит такое перерождение?
Человек:
- не имея своих убеждений и целей, попадает под влияние мнимых идей, надуманных ценностей, идеализируя их приверженцев;
- не определившись в ценности жизни, совершает убийство или оправдывает такое преступление сложившимися обстоятельствами, считая, что для этого у него есть достаточно оснований. Из-за неопределенности в этом вопросе многие люди оправдывают войны, аборты, убийства в целях самозащиты, смертную казнь, истребление животных и т.п.;
- не имея чётких убеждений о моральной ценности супружеской верности, изменяет, находя себе оправдание;
- не имея чётких представлений о нравственной чистоте и не желая сдерживать своих низменных порывов: «Зачем о чём-то думать? Как получается, так и живу», уступает своим плотским влечениям, а также подстрекает и других к моральной распущенности;
- не умея анализировать, не решается на шаги, от которых зависит продвижение дел, не только своих, но и дел других людей, тем самым, создавая им преграды;
- не отличив настоящую помощь от манипуляций, оказывается членом секты. Суеверные страхи, фанатизм, зацикленность на мнимых идеях – вот далеко не полный перечень плодов затуманенного сознания;
- живя «как придётся», «как получится», «куда кривая выведет», не реализует свой потенциал, не раскрывает способности. Загубленные таланты, внутренне опустошение – плоды бесцельного существования;
- не имея чётких нравственных устоев, поддается соблазнам и незаметно для себя оказывается втянутым в преступную деятельность.
Таким образом, неопределённость хорошо узнаётся в бесцельном времяпровождении или в делание чего-то без понимания смысла и сути, а также при затягивании с принятием решения, когда это начинает кому-то вредить.
Человек, который не определился, не свободен в принятии решений. Его выбором управляет кто угодно, только не он сам. Сегодня это могут быть одни, чьего мнения он придерживается, не имея своего, завтра – другие («они выглядят более счастливыми» или «с ними интереснее»).
Ещё одна позиция человека, не имеющего своих убеждений – одновременное принятие разных точек зрения без различения их противоречий («можно так и так, с теми и с этими»). Но сидеть на нескольких стульях также неудобно, как и к кому-то примащиваться. Только имея свое личное мнение, человек может быть свободным, с кем бы он ни общался, членом какого бы коллектива не являлся.
Определиться – это, прежде всего, понимать: кем быть, каким быть и для чего быть. Тогда не будет сомнений, как поступать где бы и с кем бы ни находился. Необходимо разобраться, не идёшь ли против совести, против себя, против своих убеждений, общаясь с разными людьми, не идёшь ли на компромисс. Когда человек в ладу с совестью, то его выбором не управляет ничто, кроме совести. И тогда задержаться в среде, не соответствующей его моральным представлениям, у него просто не получится.
Чтобы определённость стала свойственным состоянием, надо учиться видеть свои задачи и ставить чёткие цели, стремясь к их достижению через различение моральных ценностей. Только в этом случае сам строишь свою жизнь, а не пускаешь её на самотёк. Ведь если бы людям было безразлично, как у них всё сложится, то они бы и не переживали, сталкиваясь с неприятностями и проблемами.
Добровольская Т.И.
____________________________________
По материалам сборника "Всю жизнь на цепи " Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2010. - 83с.
© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2010.
© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2013.