В нашей жизни не столько важно положение,
в котором мы находимся, сколько направление,
в котором мы движемся.
О. Холмз
Есть люди, которые не задумываются над тем, для чего они делают то, что делают. Кажется, что им легко жить. Легче, чем тем, кто пытается в чём-то разобраться. А на самом деле – нет. В жизни каждого человека есть хорошее и плохое. Есть дни, которые хочется повторить снова и снова, а есть то, о чём и вспоминать неприятно. Каждый хочет, чтобы хорошего было больше, чем плохого. Но люди думающие идут к положительным целям сознательно, и следовательно, чаще их достигают. А люди, не имеющие ориентиров, только ждут «нечаянной удачи», но попадают чаще как раз в неприятные ситуации. Им труднее и противостоять трудностям. Перед препятствиями, которые неизбежны в жизни, они оказываются слабее. И часто сдаются, даже не попытавшись найти выход.
Пустоту и безысходность можно заполнить развлечениями. Пить, чтобы забыть о плохом. Убегать от реальности в приятное времяпровождение. Посмотреть телевизор, послушать музыку, поболтать о чём попало, погулять, сходить в ресторан, поесть, поиграть на компьютере (оправдываясь тем, что «нужен же отдых»). Эти занятия отвлекают от внутренней пустоты и бесцельности, и на какое-то время может даже создаться впечатление «насыщенной и интересной жизни». Тем более, что современный мир предоставляет человеку бескрайний выбор способов «развлечься». В сущности, размеры этой разросшейся «индустрии удовольствий» прямо пропорциональны отсутствию здоровых ориентиров у людей. Чем больше внутренней пустоты – тем больше требуется средств для её заполнения.
«Жизнь прожить – не поле перейти». Всем известно, что жизнь у каждого своя. Но не про каждого скажешь, что он действительно живёт. И пока кто-то переживает чужую, придуманную жизнь в телесериалах, романах и компьютерных играх, его собственная жизнь проходит мимо. Ежедневно сотни и тысячи людей ждут чуда, они ждут, что кто-то придёт и сделает их жизнь интересной. Но этого не будет. Интересно по-настоящему только тому, кто делает свою жизнь сам.
Есть такой парадокс: чтобы жить, людям нужны цели. Но когда цель появляется, нередко от неё попадают в зависимость, и начинают служить ей, теряя свободу: нарушать закон ради карьеры, отнимать что-то у других, чтобы дать самое лучшее своим близким... Лгать и шантажировать, чтобы удержать близкого человека рядом. Предавать одних, чтобы спасти других. Бороться за мир и правду, насильно исправлять всех вокруг, «с кулаками» отстаивать добро, высокие идеалы и ценности. Какая бы не была «важная» цель, если, идя к ней, преступаем границу между добром и злом, то не сейчас, так позже цель становится ненужной, близкие люди – чужими, всё рушится и теряет смысл. Любая деятельность должна быть направлена на то, чтобы добра в мире стало хоть немного больше, а зла – меньше.
Самое главное всегда остаётся неизменным. То, что даёт силы и желание жить, ставит цели и объединяет людей, рождает идеи и открывает новые возможности. Это «вечный двигатель» в каждом из нас – поиск знаний и желание трудиться, созидать, улучшать, чтобы быть кому-то нужным. И другая сторона – стремление не разрушать, не причинять вреда. Ради этого остаются вместе семьи, прекращаются ссоры и останавливаются кровопролитные войны, выздоравливают больные и исправляются многие ошибки. Жизнь течёт и меняется очень быстро. Но если сохранить стремление к доброму, никакие перемены не страшны. Можно пережить сотни и тысячи падений и снова подниматься, чтобы двигаться дальше. Что бы ни случилось, самое главное никуда не денется. Его нельзя ни уничтожить, ни потерять навсегда – можно только отказаться, забыть о нём, но потом всё равно вспомнить снова. И пока помним, пустоты не будет. Не будет непреодолимых трудностей, потерянных надежд и жизненных крахов. Всегда будет для кого и для чего жить.
____________________________________
По материалам сборника "Время не ждет" Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2006. - 83с.
© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2006.
© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2014.