Жизнь …– вместилище блага и зла,

смотря по тому, во что вы сами

превратили её.

М. Монтень

Перед вступлением

sila9Человек создан для действия.
Не действовать и не существовать
для человека одно и то же.
Ф. Вольтер
 
Жизненная сила, созидательная энергия, активность... У кого-то ее больше, у кого-то меньше.
 
В молодости был полон энергии, горы мог свернуть, а в старости и времени много, и никто не мешает, а сил ни на что нет. Такие замечания не редкость. Хотя бывает и обратная картина. Можно прожить многие годы «двоечником», а в зрелом возрасте неожиданно обнаружить в себе великий талант. В обоих случаях понятно, что жизнь без активности – это годы впустую. Как говорят в народе, «небо коптить» или «ни себе, ни людям».
 
Зависит ли от нас самих уход и приход жизненных сил? И что нужно делать, чтобы не расстаться с уже имеющимися возможностями?
 
Ведь нет сил – и весь багаж знаний, весь жизненный опыт остается грудой нереализованных проектов, забытыми устремлениями, несостоявшимися мечтами. И какими бы ни были верными и оптимальными планы, как бы ни была точна информация, без живительных жизненных сил это только сухая схема, нарисованная мелом на грифельной доске ума. Каждому нужны силы, каждому нужен чудесный эликсир, чтобы от слов переходить к делу.
 
Где его брать? Почему он исчезает? Что такое «антисила»? Как она проявляется? Об этом и поговорим.

Вступление

Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечек.
Или нужно добавить что-то ещё? Популярно о сложном

sila8При определённой схожести форм – руки, ноги, голова – разные люди в разное время ведут себя по-разному. Один пошёл в горы, другой к реке. Один спит, другой работает. Один играет в теннис, другой в шахматы. Почему? Ведь тело-то в общих чертах одинаково, а выбор раз­личный. Различны индивидуальные особен­ности, черты характера каждого. Кто-то внима­тельный, а кто-то постоянно всё теряет. Для всех этих неформальных, нетелесных признаков есть специальное хранилище – психика.
 
Психика – это совокупность черт характера на основе индивиду­ального выбора. Образно говоря, это и есть наше лицо (не физическое), наше «я» (не тело), личность, которая управляет, водит тело-«машину» с руками, ногами и головой. И чтобы управление происходило без аварий, необходим блок по обработке поступающей информации – интеллект. Своего рода «бортовой компьютер» – помощник для ориентации в информационном море.
 
В итоге мы имеем три основные «составные части»: тело, психику и интеллект. Они есть у каждого из нас. Причём уровень развития каждой части может быть разным. Например, принятое мнение «сила (физическая) есть – ума не надо» приведёт к угнетению мыслительной деятельности, а мнение «физическая работа не для меня» приведёт к ослаблению функций тела.
 
Возможно и восстановление утраченного, при наличии определённых знаний. Человек, владеющий восстановительными процессами, вновь может обрести жизненные силы, которые так необходимы для его деятельности.

Глава первая
Мы с тобой – одной крови
(про основу тела в широком смысле)

Часть первая
Мир клеток. Я состою из множества

Человеческий организм представляет собой огромный коллектив множества клеток. Во взрослом теле человека их около 50 миллиардов – всего 250 разновидностей. Головной мозг содержит от 5 до 20 миллиардов нервных клеток – нейронов.
 
По последним научным данным, предшественниками всех клеток организма являются стволовые клетки. В разных условиях они способны превращаться в другие клетки. Большая часть стволовых клеток взрослого организма находится в костном мозге. Он состоит из двух видов стволовых клеток: тех, их которых получается все известное многообразие клеток крови - так называемые гемопоэтические стволовые клетки, и стромальных стволовых клеток. По сравнению с гемопоэтическими стромальных клеток в костном мозге совсем немного, и они представляют собой более сложные долгоживущие системы, которые обновляются достаточно редко.
 
sila7Учёные свидетельствуют, что в здоровом организме существует универсальный механизм залечивания повреждений с использованием стромальных клеток костного мозга. Эти клетки могут превратиться в какие угодно, попав в соответствующий отдел организма. Стромальные клетки начинают поступать в поврежденный участок, когда получают соответствующий сигнал из центральной нервной системы. Достигнув места повреждения, они под действием определенных сигнальных молекул превращаются в недостающие клетки повреж­денной ткани. Но хранилище стромальных клеток может быть исчерпано. После залечивания обшир­ных повреждений костный мозг «пустеет», а с возрастом запас стромальных клеток значительно уменьшается. Когда мы рождаемся, на 10 000 стволовых кроветворных – одна стромальная клетка. У подростков стромальных клеток уже в 10 раз меньше. К 50-ти годам на 500 000 кроветворных – одна стромальная, а в 70 лет – одна стромальная на миллион кроветворных.
 
Как и во всяком коллективе отдельные группы клеток человеческого тела взаимодействуют между собой, обеспечивая слаженную работу всего организма. Управляют работой коллектива клеток тела клетки головного мозга. В головной мозг поступает информация о том, что происходит на разных участках тела человека, и, в случае необходимости, мозг мобилизует имеющиеся ресурсы для помощи терпящим бедствие клеткам. Например, при порезе руки ножом происходит гибель клеток от некроза. Клеточная мембрана разрывается и содержимое клетки выплескивается наружу. Гибнущие клетки посылают сигналы клеткам головного мозга, которые приводят в действие механизм заживления раны. Самое главное в этом механизме – ускоренный рост новых клеток, из которых образуется рубец при заживлении раны. Остановка деления клеток – завершающий этап заживления.
 
Организм человека может не только восста­навливать погибшие клетки, но и вызывать пред­намеренное прекращение их жизни. Это явление в науке носит название апоптоза. Термин «апоптоз» ввел древнеримский врач Гален. Этот термин озна­чает «опадание листьев». Гален заметил, что опадание листьев, в отличие от их омертвления на сломанной ветке – физиологический процесс, преднамеренное прекращение жизни листьев. Клетки «уходят в апоптоз» по многим причинам. Одна из основных – появление «бездомных клеток». Клетки в организме «привязаны» к определенному органу, существуют только в соответствующем биологическом окружении. И если вдруг какая-либо клетка случайно попадает в «чужой» орган или ткань, то она быстро отмирает, причем очень аккуратно: она как бы сама себя разбирает на части, которые соседние клетки впоследствии используют в качестве строительного материала. Предраковые клетки тоже заканчивают жизнь с помощью апоптоза. Апоптоз также необходим организму, чтобы держать под контролем процесс мутагенеза (наследственное изменение вида). В противном случае человек может переродиться в мутанта.
 
Клетке для жизнедеятельности необходима энергия. Она получает ее при питании из окислительных процессов. При этом в организме накапливаются побочные продукты – радикалы – ядовитые химически активные соединения. Один из них – радикал OH – настолько опасен, что может разрушить любую молекулу в наших клетках, в том числе ДНК. Свободные радикалы разрывают молекулу ДНК во многих местах. Здоровая клетка тела человека обладает способностью восстанавливать эти разрывы. Для этого у нее уже есть матрица, т.е. резервная копия, образец того, как было до повреждения. Молекулы матрицы ДНК «прижимаются» к поврежденной ДНК одна к другой и генетическая информация с неповрежденной молекулы копируется в поврежденную, восстанавливая ее первоначальную структуру. В здоровых клетках двойные разломы ДНК залечиваются с высокой эффективностью. Однако 100% разрывов клетке удается залечить не всегда. В результате в геноме накапливаются ошибки, человек стареет. За поломками ДНК «следит» белок P53. При их обнаружении он посылает клетке с измененным генетическим материалом сигнал прекратить жизнь. А если изменения в генетическом аппарате клетки зашли слишком далеко – она перестает «подчинятся» сигналам, которые ей посылают управляющие клетки, и перерождается в раковую.
 
sila6Матрица молекулы ДНК тоже может быть повреждена. Раковая клетка имеет в ДНК наследуемые поврежденные участки. Такая клетка с высокой вероятностью даст разломы хромосом. (Хромосома – это структурный элемент ядра клетки, содержащая ДНК, в которой заключена наследственная информация организма). Потомство клеток с поломанными хромосомами гибнет. Управляющая группа клеток воспринимает гибель этих клеток, как гибель от некроза и запускает систему заживления ран… стимулируя дальнейший рост раковых клеток. Жертвуя мертвыми клетками, раковая опухоль растет медленнее, чем росли бы нормальные клетки, но взамен она получает возможность расти неограниченно. Организм воспринимает опухоль как незаживающую рану, которую следует залечить путем стимуляции роста ее клеток. Он пронизывает опухоль тысячами новых кровеносных сосудов и капилляров, приобщает окружающие здоровые клетки и лимфы к обслуживанию опухоли. Организм человека разрушается.
 
sila5Так, с потерей управления процессами восстановления и са­мо­ликвидации отдельных клеток гибнет весь коллектив клеток организма. Возможной причиной потери управления является искажение информации, которую получает управляющая группа от других клеток. В результате все большее число «членов коллектива» выходит из-под контроля, что приводит весь организм в состояние сбоя.
 
Чтобы этого не произошло, отдельные клетки организма должны четко выполнять свои функции, быть полезными всему сообществу клеток в соответствии с генетически заложенной в них информацией. Инфор­ма­ционные участки отдель­ных клеток взаимодейст­вуют друг с другом, образуя единое информа­ционное поле организма че­ловека. А что делать, если организм уже вышел из строя? Или случилась какая-нибудь другая беда? Оказывается, всё поправимо. Об этом - в следующих главах.
 

Часть вторая
Лебедь, рак и щука. О взаимодействии в коллективе

Коллектив – это не просто много людей. Коллектив
образуется там, где у людей есть общие цели и непременно
общее понимание, как этих целей достигнуть.
А. Маркуша
 
В больших сообществах действуют те же законы, что и в маленьких коллективах. Человеческое общество страдает теми же проблемами, что и человеческий организм на микроуровне. Неправильно переданная информация, нечёткое различение действительности, взращивание пороков, отсутствие помощи в нужный момент, выход из-под контроля, неподчинение создают в коллективах ситуацию «лебедь, рак и щука». Только в отличие от басни «воз» с проблемами не стоит на месте, а начинает давить неорганизованных и про­тиворечащих друг другу участников. Если одно­временно пытаться нести бревно в разные стороны – итог будет непредсказуем и, возможно, трагичен. Можно, конечно, и в одиночку доби­ваться результатов, но сразу же увеличиваются сроки их получения. Человек в одиночку может строить дачу всю жизнь, а строительная бригада за один сезон возводит многоэтажное строение, не говоря уже о небольшом домике. Потому что сил у коллектива больше. Даже за выступлением одного спортсмена стоит микроколлектив его мышц, органов, клеток.
 
Где же взять силу целенаправленного объединения личностей? Эта сила существует, и называется «единомыслие». Одинаковое информационное обеспечение, равная доступность к определенной информации, единые правила взаимодействия создают коллектив понимающих друг друга людей. Возьмём, к примеру, профсоюзы горняков, металлургов или авиадиспетчеров. Эти люди занимаясь определенной деятельностью понимают друг друга как профессионалы. Действуя сообща, они могут более чётче формулировать и решать свои проблемы.
 
В семейном коллективе известны случаи, когда муж и жена начиная говорить, говорят слово в слово одну и ту же мысль. Здесь опять проявляется сила единомыслия. Но стоит возникнуть разногласиям, появляются конфликты, ссоры – вплоть до развода, до раскола семьи.
 
Неразрешенные противоречия, разные мировоззрения и цели порождают нестабильность в коллективах, временность пребывания в нем людей, которые когда-то были дороги и интересны друг другу. Поэтому при различного рода взаимодействиях важно договариваться, согласовывать свои действия, ясно представлять ожидаемый результат, чтобы все в лодке плыли и гребли в одном направлении. В случае принципиального несогласия каждый участник имеет право на самоопределение, на выход из группы. В противном случае он будет нести вред.
 
Если разные группы людей направлены к созидательным целям, то они не мешают, а дополняют и помогают друг другу. Школа, семья, спорт – эти институты (и не только эти) призваны к многогранному развитию личности. Сообщества, ограничивающие свободу личности, например, тюрьма, не могут взаимодействовать с другими, так как замыкают личность, содержат ее в себе полностью контролируя ее действия. Или ты с нами – или ты не с нами. Или ты пьешь со всеми – или не мешай остальным. Узость и ограниченность порочной группы, замкнутость на одном и том же, неспособность принять новые мысли ставит перед людьми порой труднопреодолимые барьеры.
 
«Мы с тобой одной крови» – так звучит закон взаимовыручки в джунглях из сказки о Маугли. Но похожесть крови не гарантирует похожесть мыслей. Отец восстал на сына, сын на отца – семейные и несемейные драмы во все века не редкость. Поэтому из группового принципа взаимодействия «мы с тобой одной крови» рождается закон образования коллектива: «мы с тобой одной информации» – закон единомыслия.

Глава вторая
Там, где зарождается интерес
(Воля. Выбери лучшее)

Часть первая
Яркая личность. Внешность или характер?

sila3Некоторые люди (а может быть, их и немало) очень хотят стать яркими личностями. Что только они для этого не делают. Броско одеваются, привлекая к себе внимание. Стремятся к влиятельным должностям, первым местам и почётным званиям. Обзаводятся дорогими и престижными вещами. Загружают мозг энциклопедическими знаниями. Читают самые модные книги и журналы, увлекаются политикой и популярными хобби. Достигают внешнего благополучия, вызывая зависть и ревность, одобрение или осуждение. Но яркими так и не становятся. Хотя и могут смотреться впечатляюще. Люди к ним не тянутся. Заболоцкий задает вопрос в своем стихотворении:
“Но если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?”
 
Действительно, за дорогой и красивой оболочкой нередко скрывается пустота. Пустота не вызывает интереса. А вот огонь – тепло, к которому тянутся все. Это черты характера, согревающие всех, кто рядом, с кем доводится соприкоснуться. Умение простить, понять и объяснить, поддержать и успокоить. И способности – не унывать, искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, быть целеустремлённым. И даже если нет пока выдающихся способностей, но есть желание действовать, есть цели и стремление их достичь – значит, личность растёт, становится ярче и начинает светить другим.
 
Когда человек замкнут на себе, пассивен, не видит «дальше своего носа», о нём могут сказать: «он никакой». Потому что больше сказать нечего. А бывает, человек внешне малозаметен, но к нему тянутся люди. Его везде ждут, с ним легко. Таким людям до всего есть дело, и при этом они не вмешиваются в чужие дела. Чаще всего они внимательны и тактичны, не требуют многого от других, но точно знают, чего хотят от себя. Не отягощённые суетой, они умудряются успевать больше всех, потому что не оправдываются вечным «некогда». Знакомство с таким человеком может изменить жизнь. Яркая личность – не только яркая внешность. Скорее наоборот: искренность и творческая направленность характера даёт ту самую яркость, которую не может создать ни одна косметика в мире. И вот что ценно: характер не дан нам раз и навсегда кем-то, а формируется нами по нашему желанию. Если захотеть, его можно изменять, обретая необходимые черты, придавая личности новые краски.

 

Часть вторая
Резервы психики. Свобода или зависимость?

sila2Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся её.Б. ШоуА всегда ли мы формируем свой характер по своему желанию? Откуда берутся «плохие» люди? Порой человек не анализирует свое поведение, незаметно для себя позволяя своим слабостям брать над собой верх. Как легкомысленно люди доверяются, например, лени. Праздники, выходные – хочется подольше поспать, повкуснее поесть, целый день полежать у телевизора. А потом уже отдых по-другому и не представляется. Лень «бдит», чтобы человек как можно меньше делал движений – физических, интеллектуальных. Иной раз приходит в голову: ”Всё разрешимо, стоит только захотеть, и начать действовать”. Но лень тут же «шепчет в ушко»: “Зачем мучить себя, делать какие-то усилия, и так все хорошо”. А потом, когда будет уже совсем не хорошо, она будет внушать, что теперь-то вообще малейшее усилие противопоказано. Лень – это смерть в миниатюре – и как это ни глупо, человек спешит в ее объятия по своему выбору.
 
И так с любым пороком – первая рюмка, сигарета. Хотел свободы (взрослый ведь уже), но перепутал свободу с вседозволенностью. Подчинился влечению, и – хоп, ты уже в капкане. Стал пленником зависимости, чахлым и малоинтересным, как зверёк в клетке. А всего лишь не хотел отстать от других. Пленником становятся не в одно мгновение. Когда-то еще сам был в силах отказаться от всего негативного. Но казалось: «Именно со мной-то ничего плохого никогда не случится. С кем угодно, но только не со мной. Я в любой момент могу остановиться. Но сейчас пока незачем, не хочется».
 
Где же настоящая свобода? В каждом из нас есть «генератор свободы», который называют волей. Недаром слова «воля», «свобода» часто употребляются как синонимы. Воля – это не просто желание действовать. Она противостоит негативным влечениям. Проявление воли – это всегда победа, а потеря воли – поражение. Закон жизни таков, что человек никогда не стоит на месте. Он или двигается вперед или откатывается назад. Третьего не дано. Ежедневно, ежечасно даже малое усилие тренирует волю. А ежедневная микроскопическая уступка слабостям ведёт в очередную зависимость.
 
Человеку с сильной волей легко жить. Ему не требуется огромных усилий для осуществления своих желаний. И не только для себя – для всех, кому сейчас нужна помощь. Всё просто – достаточно поставить цель, принять решение, сосредоточить усилия, и вперёд, к результату. Воля – основа личности.
«Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса. Он меняет своё направление с каждой переменой ветра» Л. Смайлс.

 

Глава третья
Ступени
(Сколько ступеней до совершенства)

Часть первая
Как думаешь, так и живешь

Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель
 
Всегда ли нужно думать? Ведь есть работы, которые, казалось бы, не требуют мозговых усилий. Прочитал инструкцию – и вперёд… Или слушай начальство, пусть оно думает, ему положено по штату. Можно ещё на книжный рынок пойти, купить сборник советов на все случаи жизни. Выбор огромный: и для дома, и для сада, исцеление от всех болезней, и как разбогатеть, привороты, и предсказание будущего, и о загробной жизни – в общем, всё, чего душа пожелает. Создаётся впечатление, что всё давно придумано умными людьми, описано и изложено. Зачем «голову греть» – пользуйся тем, что уже имеется.
 
sila1Вроде всё правда, так и есть. Но попробуйте воспользоваться обычным кулинарным рецептом, если у вас не хватает всего одного продукта, и взять его негде. Что нужно сделать? Правильно – подумать, чем его заменить. Сравнить этот продукт с другими, выбрать из них самый подходящий, определить пропорции. Вот и готов новый рецепт – ваш собственный! Значит, чтобы воспользоваться готовыми знаниями и советами, тоже нужно думать. Какой бы подробной ни была инструкция, написанная другими людьми, они просто не могли учесть всего. Хотя бы того, что они – не вы. Пришлось бы писать отдельные инструкции по некоторым вопросам для рассеянных и торопливых, полных и худых, «флегматиков» и «холериков»… Инструкцию, рассчитанную на бездумное исполнение, можно написать только для автомата, если все его свойства известны. А поскольку человека до конца не знает никто, даже он сам, то и готовых советов для него не придумаешь. Даже в мелочах, не говоря уже об ответственных делах и решениях. Выходит, хочешь не хочешь – думать всё же придётся. И даже то, что делалось уже многократно, проверено, наизусть выучено – стоит лишь немного изменить условия, и уже нужно придумывать что-то новое. Иначе возможна ошибка. А условия меняются постоянно, и если не хотим ошибаться через каждый шаг, интеллект нужно постоянно держать начеку.
 
Кто-то скажет – «Ну, интеллект – это не про меня. К интеллигенции себя не причисляю». Да и всякого ли человека, занимающегося умственной работой, можно назвать «интеллектуалом»? Есть люди начитанные, эрудированные, блистающие познаниями, но при этом гвоздя забить не умеют. Есть ученые, которые демонстрируют потрясающую одаренность в разных областях науки, но совершенно беспомощны в жизни, вне стен лабораторий. А есть и такие, которые университетов не кончали, но делают из бросового материала необходимые и красивые вещи. Или мгновенно ориентируются в обстановке, поэтому всегда уверены в себе. Вряд ли возможно отделить работу интеллекта от всей остальной жизни. Без него и ложку не научишься держать – не разберёшься, каким концом в рот вставлять. Интеллект есть у всех, только уровень его развития у всех разный.
 
Интеллект включает в себя и информационный багаж, и умение им распоряжаться, различая действительность. Ребенок различает окружающие предметы, людей только в самых общих чертах: какой бы автомобиль он не увидел, он говорит – «это машина», обо всех людях он говорит – «это дядя», «это тетя». Взрослый (если он внимательно смотрит) может определить не только марку машины, ее «возраст», но и по небольшим нюансам – и черты характера того, кто сидит за рулём. Помните Шерлока Холмса? Его успех – это внимательность, целеустремлённость и умение связывать в единое целое всё, что узнал и увидел. Интеллект работает, как радиоприёмник – настраивается на нужную «волну» и ловит всевозможную информацию. А потом из этой информации, как из детского «конструктора», строятся разные идеи, решения, проекты. А также новые вопросы, на которые нужно искать ответы. Чем больше вопросов, тем больше новых идей и меньше ошибок – тем лучше работает интеллект. А если не задавать их совсем, пропускать мимо глаз и ушей всё, что происходит вокруг, то и «мозгам заржаветь» недолго.
 
От желания думать зависит не только карьера и профессиональные достижения, но и здоровье.К примеру, долгое время в научной среде считалось, что нервные клетки, разрушенные стрессами, не восстанавливаются. Сейчас стало известно, что это не так. Оказывается, нервные клетки восстанавливаются, когда человек впоследствии обдумывает, переосмысливает те моменты жизни, в которые они были разрушены, признавая, что был тогда не прав, принимая решение в будущем вести себя по-другому. И не только нервы может восстановить работа мысли. Размышление над своим прошлым (от прошедшего сегодняшнего дня до первых лет жизни) может изменить весь образ жизни. Задумавшись однажды, люди бросают пить, возвращаются в семьи, завершают брошенные много лет назад дела.
 
Как же измерить интеллектуальный уровень? Есть множество самых разных тестов, но каждый из них, каких бы областей знаний он ни касался, не гарантирует точного результата. Успешная сдача экзаменов ещё ни о чём не говорит. Опоздал, поссорился, допустил брак в работе, не оказал помощи, ещё чем-то навредил – значит, не знаешь, не умеешь думать, даже если учился на пятёрки. Реальная сила интеллекта определяется на практике – это разница между количеством верно принятых решений (иначе говоря – добрых поступков) и количеством совершённых ошибок. И не в тестах и задачниках, а в работе и в жизни. Потому что как думаешь, так и живёшь.
 
«Тех, кто не знает, можно научить. Нельзя помочь тем, кто не хочет знать. Мудрость дело наживное. Была бы охота» (Из сборника «С чего начинается личность»).

 

Часть вторая
Улучшить – просто ли это? Дорогу осилит идущий.

Мы ответственны не только за то,что делаем, но и за то, чего не делаем.Ж. МольерДелать лучше, чем было. Зачем это нужно? Ведь гораздо удобнее выполнять что-то на “автомате”, по привычной схеме. Или не выполнять – по привычке. А для повышения качества нужно мозги напрягать, делать усилия. Это так хлопотно. А может не так уж это и трудно? И радость от полученных результатов гораздо важнее удобств? Ведь смог! Сумел!! Получилось!!! А получается только тогда, когда пытаешься делать. Может и не два, и не три, а гораздо больше раз. А у кого-то и с первого раза получается. Спрашивается: “Почему?”. Надо бы присмотреться, понять. Любой процесс можно проанализировать, т.е. разложить на составные части, понять движущие его механизмы.
 
Отгадка бывает очень простой. Этот человек более внимателен, терпелив. Другой уверен, что безвыходных ситуаций не бывает, и ищет решение до конца. Порой нужно найти качественно новый вариант. Каждый момент уникален и требует нестандартного подхода, творческого мышления. Древние говорили: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вряд ли возможно в точности повторить то, что уже сделано. Изменились условия, изменились и мы. Но аналогия с тем, что уже известно, помогает понять то, что неизвестно. Новое может быть осмыслено через образы и понятия старого, привычного. Первые самолеты были созданы по аналогии с полетом птиц, воздушные змеев и планеров. Аналогия с относительно простым помогает понять более сложное. Аналогия с течением жидкости в трубке сыграла важную роль в исследовании свойств электрического тока. Наблюдение за действием мышц послужило толчком для создания экскаватора.
 
И все это – результаты труда мыслительного. Может, кому-то покажутся примитивными рассуждения о труде. Но общеизвестно, что труд способствует эволюции. И это относится не только к физической работе. Создание самого себя – это труд. Труд на всю жизнь. Труд – мыслить, понимать, находить взаимопонимание. Всего не перечислить, но все это вознаграждается единственно настоящим счастьем. Его не дадут ни деньги, ни внешний блеск, ни волшебная палочка, исполняющая любые желания.Существует мнение, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Но и он ошибается. Ошибка в том, что он ничего не делает. А если из раза в раз пытаться улучшить, устраняя причины, из-за которых дело сорвалось в первый раз, не получилось во второй раз, то с каждым разом ошибок будет все меньше и меньше. Раз ошибок меньше, значит, сделано лучше, т.е. постепенно улучшается то, к чему прикладываются руки и интеллект.
Происходит становление личности. Человек становится мастером, профессионалом, подтверждая свое звание. Homo sapiens (человек разумный). То же самое можно сказать и о взаимоотношениях между людьми. Их тоже можно улучшать. Человек, стремящийся к совершенствованию, повышает качество не только в каком-то конкретном деле, области. Он повышает качество своей жизни, и не только своей, но и общей, как частичка единого целого.
 
А что делать, если не получается? Если руки опускаются? Поднять их, для того, чтобы освободиться от неуверенности, отчаяния. Помните про человека, считающего, что безвыходных ситуаций не бывает? Он находит выход не только потому, что в этом уверен, а еще и потому, что тупиков действительно нет, пока человек сам их не соорудил своими ошибками. Тупики появляются, когда решение проблем откладывается (”это подождет”, ”бесполезно” и т.д.). И когда человек поймет, что необходимо сейчас что-то предпринимать, и что не бесполезно, а даже очень полезно подумать над тем, что делать, то и дело сдвинется с “мертвой” точки. Раз появилось желание действовать, то появляются и возможности, потому что их человек ищет. А кто ищет – тот всегда находит.

Вместо послесловия

С чего начинается жизненная сила? Точнее всего сказать – с мысли. Когда человеку приходит мысль, вместе с ней приходит сила – готовность действовать. Если мысль становится разумным словом или полезным делом, то сила тратится, и тут же вновь поступает. Она становится знаниями, опытом, желаниями и интересом для будущих дел. А помыслы, которые выливаются в пустую болтовню, суету, переживания и стрессы – это энергия, затраченная напрасно. Объединяясь, мы приумножаем силу, передавая её друг другу и совместно справляемся с задачами, общими и личными. Замыкаясь в себе, преследуя только личные интересы, сталкиваясь по разным поводам – ограничиваем и теряем возможности. Иметь ли силу, пользоваться ли ею – решайте сами.
«Неправда, что жизнь мрачна… В ней есть всё, что захочет найти человек, а в нём есть силы создать то, чего нет в ней»
М. Горький.

FaLang translation system by Faboba