Приходится напоминать об обточке, потому: что по какой-то непонятной причине многие гончары считают этот вид обработки необязательным.
Думаю, что спорить с этим бессмысленно. Попробуйте сами и, надеюсь, вы быстро убедитесь, что; обточка — это важная часть творческого процесса, не менее важная, чем изготовление самой посуды. Ведь недостаточно тщательная обработка поверхности может испортить впечатление даже от прекрасно выполненной работы.
Разумеется, я не призываю вас обтачивать; все, что выходит из ваших рук. Есть такие предметы, которые из-за своей формы или стиля вовсе даже не допускают обточки. Глупо, например, было бы обтачивать плоское основание кувшина или кружки, для подобных деталей вполне достаточно того, что вы аккуратно срежете изделие проволокой.
Так же бесполезно надеяться исправить имеющиеся недостатки изделия обточкой поверхности. Единственное, чего можно добиться, пытаясь исправить форму изделия утоньшением толстых стенок, так это полностью утратить его оригинальность.
Если для вашего изделия требуется подобная обработка, лучше вообще выбросите его и попытайтесь сделать что-нибудь более удачное.
Обточку нужно воспринимать как неотделимую часть изготовления керамики, а не как нечто второстепенное. Многие выставочные комитеты при оценке того или иного экспоната специально обращают внимание на качество обточки всего изделия и особенно на обработку его основания. Отсутствие такой обработки может быть достаточным основанием для снятия изделия с экспозиции. Имеет смысл приглядеться к японской керамике, мастера которой зачастую предпочитают обходиться без глазури, но обязательно используют обточку.
Сам процесс достаточно прост. Изделие ставится на подставку, а затем петлей из полоски металла срезается лишняя глина толстыми стружками. Обычно после двух-трех движений поверхность приобретает нужное качество.
Следы, которые остаются после обточки, свидетельствуют о ручной работе и не нарушают внешний вид изделия.
Повторяю, если поверхность, по вашему замыслу, должна быть абсолютно сладкой, чтобы на ней четко просматривался рисунок, то обточка вовсе не нужна. Но в подавляющем большинстве случаев такая обработка улучшает вид изделия.
Если вам, как и мне, по душе старательно обрабатывать поверхность изделия, делайте это в свое удовольствие и наслаждайтесь процессом работы.
Начинать обточку нужно после того, как глина немного затвердеет. Весь вопрос в том, как понимать это «немного».
Многие гончары доводят сушку изделия до того момента, когда оно достигает «кожетвердого» состояния — это термин, обозначающий, что глина по консистенции становится похожей на мыло и готова к обточке. Но такой подход, как и многое другое в керамике, вопрос вкуса.
Некоторым больше нравится обтачивать глину, когда она еще очень мягкая, почти такая, как во время изготовления посуды. И для этого есть серьезные основания: глина в таком состоянии более податлива и не требует чрезмерных усилий, которые могут вызвать нежелательные штрихи или даже повреждения поверхности.
Другие предпочитают доводить глину до «твердости сыра».
Главное для вас — усвоить, что здесь нет каких-то четких критериев, и все зависит от ваших личных предпочтений. Попробуйте разные варианты, но не забывайте общего правила: чем мягче глина во время обточки, тем легче с нею работать и тем меньшей остроты должен быть рабочий инструмент.
Если обточка требует много сил, если глина снимается не полосками, а скорее крошится, если на том месте, которое вы обтачиваете, остается шероховатый след, если у вас во время работы начинают болеть пальцы и запястья или если цвет глины светлеет с каждым прикосновением — значит, ваше изделие высохло слишком сильно.
***
Чтобы обточить посуду, вам надо снова поместить ее на гончарный круг в самом центре, причем чаще всего вверх дном.
Сделать это можно различными способами, но самый простой и удобный — использовать то, что мы называем «подставкой».
Подставка поддерживает изделие, а так же исключает повреждение его кромки. Ниже представлен схематический рисунок сплошных подставок, сделанных из цельного куска глины, которые можно ставить вазы или блюда.
Но это не единственное решение, подставкой может служить и полая форма, в которую помещают высокие вазы.
Рекомендуется лепить подставку на той же подкладке, что использовалась для формовки изделия, сразу же после того, как вы закончив делать посуду. Очень важно, чтобы подставка посуда «затвердевали» одновременно и в равной степени. Глина, из которой сделана подставка, должна быть приблизительно такой же влажности, что и та, из которой сделана посуда, иначе на ней трудно будет работать.
Можно вместо больших полых подставок использовать старый неглазурованный горшок с широким горлом. Мне кажется, что это и проще, и быстрее.
Горшок располагают в центре гончарного круга и прочно фиксируют глиной. Вокруг кромки выкладывается слой глины, с которой будет соприкасаться посуда во время обточки. Этот дополнительный слой удерживает изделие от деформации.
Из описаний различных вариантов устройства подставок становится очевидным, что функционально этому приспособлению предназначается роль очень мягких тисков, удерживающих обтачиваемое изделие силами трения между глиной изделия и материалом подставки.
Понимание такой функциональной структуры может подсказать вам какую-то другую идею,| изобретение принципиально нового устройства для обточки гончарных изделий.
Я видел, например, универсальную подставку, удерживающую изделие за счет подмораживания контактирующего слоя. Дорого, но интересно.
Рассмотрим процесс обточки готовой подсушенной небольшой тарелки. Для этого делается широкая подставка, обеспечивающая нормальную работу с вашим изделием.
В центр гончарного круга вновь устанавливается подкладка, на нее (строго по центру) подставка, которая в случае необходимости подтачивается, чтобы лучше соответствовать вашему изделию. И только теперь вы устанавливаете на центр подставки свою тарелку, следя, чтобы она не оказалась наклонена в какую-либо сторону. Скос во время обточки может уничтожить вашу работу.
Тарелка держится на подставке достаточно плотно, поскольку изделия широких форм обычно не склонны соскальзывать.

Обточку желательно производить с помощью петли из полоски металла, а не выпрямленным клинком. В случае необходимости кончик инструмента можно фиксировать большим пальцем. Инструмент во избежание неверных движений рекомендуется держать обеими руками. Мысленно опережайте работу рук: заранее четко определите для себя, сколько глины вам необходимо срезать и в каком месте.
Теперь остается только подровнять края основания. Маленький бугорок посредине дна выполняет скорее декоративную функцию. Подобное оформление дна часто встречается в изделиях с Дальнего Востока. Главная его задача — предохранять форму тарелки от оседания во врем обжига.
Обратите внимание на промежуток между дном и стенками тарелки. Такая рифленая граница тоже делает изделие прочнее и не дает ему деформироваться во время сушки и обжига.
Итак, повторим наиболее важные моменты:
1. Как только тарелка затвердеет до такой степени, что сможет выдерживать свой собственный вес, переверните ее для сушки вверх дном.
Доведя изделие до состояния, которое вам нравится, обточите его и оставьте на подставке до полного высыхания.

Такой способ не позволяет кромке разорваться, сушка становится более равномерной, благодаря чему изделие высыхает без трещин.
2. Постарайтесь обтачивать изделие, пока глина еще мягкая.
3. Всегда пользуйтесь подставкой, за исключением тех случаев, когда изделие невозможно поставить на нее из-за его очень большого веса.
4. Убирайте глину с внешней стороны основания до того, как будете обрабатывать дно.
5. Обтачивайте свои изделия быстро и уверенно.
6. Помните, что вы не должны делать посуду, похожую на заводскую. Ваши изделия должны нести на себе следы ручной обработки, отпечатки инструментов, легкую неровность линий.
Не обтачивайте посуду чрезмерно.
Обточенная посуда не должна быть похожа на посуду, сделанную в заводских условиях.
Дайте глине возможность "говорить".
Даже небольшой орнамент на поверхности вашего блюдечка, подчеркнутый поливой и керамическими красками, позволит вам получить оригинальное произведение, которое можно будет с гордостью показывать не только знакомым и родственникам, но и посетителям выставок.
























Прежде чем вы приметесь за изготовление посуды на гончарном круге, позаботьтесь о том, чтобы во время работы у вас всегда были под рукой порционные куски глины. В конце книги вы найдете таблицу, в которой указан вес глины, необходимый для того или иного изделия: пусть это послужит вам начальным ориентиром.
Теперь представьте себе, что ваши ладони срослись и составляют одно целое.
На первых порах возможны ошибки, например, вы можете слишком сильно прижать ладони и сдвинуть глину из центра гончарного круга. Ничего страшного, наш материал позволяет приступать к работе с ним бесконечное количество раз. Возьмите новый кусок глины и повторите все сначала, но теперь уже не давите так сильно.
Левой рукой чуть придерживайте глину сбоку, а правой слегка придавливайте ее вниз. Руки в основной позиции.
но достоинством она становится редко. Я хочу сказать, что ваше изделие должно видеться вами еще перед началом работы. А, кроме того, необходимо понять разницу между посудой на кухне и произведениями гончарного искусства на выставках Я уже говорил, что подражать обычной ширпотребовской посуде, сделанной на фабриках, не стоит. Было бы хорошо, если б вы почаще это повторяли сами себе. Любое подражание — это всего лишь копия. Ищите свой стиль, а для этого оттачивайте свой вкус, находите как можно больше неизвестных вам приемов, форм, орнаментов и сочетаний красок. Нет ничего хуже гончара, который в угоду «кухонному вкусу» мастерски делает плохую копию. Посуда при этом неизбежно будет выходить с непрочными стенками, с тонкими и ломкими бортами, а чрезмерная обточка вообще лишит ее оригинальности и сделает невыразительной.
Особое внимание уделяйте старинным изделиям и их деталям, которые вы хотели бы воплотить в собственном творчестве, зарисовывайте их хотя бы вот так.
Возьмем для примера подобного анализа форму кувшина. Гладкая, ровная поверхность его стенок считается традиционной, но ведь за предшествующие нам тысячелетия было выработано, и множество других решений. Каждым из них вы можете воспользоваться, однако лучше представить себе свой выбор в виде схематичного рисунка, что позволит вам обезопасить себя от заведомой неудачи.
Попробуйте определить на собственной схеме, как лучше расположить по высоте самую широкую часть тулова сосуда. Срединное ее положение привычно, но отнюдь не обязательно. Обратите внимание при сравнении своих рисунков, как от изменения положения одной части изделия меняется вся форма предмета. Так, если самую широкую часть расположить ниже срединной линии, то кувшин будет казаться отяжелевшим и как бы «осевшим».
В некотором смысле с этим можно согласиться.







