Чем меньше мы знаем,
тем больше мы подозреваем.
Г. Шоу
С
лучалось ли вам поздним вечером ожидать дома близкого человека? Стрелки на часах движутся медленно. Уже все сроки прошли, сколько же можно ждать? В голове всплывают истории о пропавших без вести, а воображение начинает рисовать самые разные картины-подозрения. «Что-то случилось», «загулял(а)», «не хочет возвращаться домой», «я жду, волнуюсь, а ему(ей) всё равно», и т.д. Но вот наконец звонок в дверь: «всё в порядке!» – облегчение и… поток упрёков долгожданному «скитальцу».
Когда переживания позади, все домыслы, заставлявшие так страдать и волноваться кажутся смешными и нереальными… до следующего раза. Так действует мнительность – видение опасности там, где её нет. Имея такую черту характера, человек живёт в постоянной тревоге, беспокойстве за себя или своих близких. Причём, когда «опасность», лишённая оснований, рассеивается, вскоре находится новый объект для беспокойства.
Представим ситуацию: женщине часто приходится возвращаться домой по плохо освещенной улице. Страх преследует её. Деревья в полумраке представляются ей злоумышленниками. Пугает даже стук собственных каблуков.
Другой пример: прочитав журнал «Здоровье» и найдя в одной из статей описание «очень опасной» болезни, человек начинает испытывать состояние тревоги – он обнаруживает у себя все описанные признаки! В панике он обращается к врачу, и только проведённое обследование может временно рассеять его страхи.
Войдя в комнату, где беседует группа людей, мы замечаем, что оживлённый разговор вдруг прекращается. Какие выводы можно сделать? «Это они меня обсуждали» или «От меня что-то скрывают – значит, не доверяют» или даже: «Они не хотят со мной общаться», и в итоге обобщение: «Меня никто не любит, я никому не нужен».
Мнительный человек считает себя одиноким и беззащитным в непонятном для него, необъяснимом, «враждебном» круговороте жизни. Чтобы защитить себя, он действует под влиянием предубеждений:
– Люди не любят меня, от них нужно держаться подальше.
– Мир непредсказуем и опасен – не нужно «высовываться», чтобы не нажить неприятностей.
Поневоле вспоминается чеховский «человек в футляре». «Как бы чего не вышло» – так говорит мнительность, не давая сделать ни шагу без опаски. Если никому и ничему не доверять, невозможно нормально действовать и жить. В таком состоянии человек сам враждебно настроен ко всем и ко всему, и провоцирует окружающих защищаться в свою очередь и отворачиваться от него. Таким образом, в моменты мнительности человек действительно одинок. Закрыв поплотнее свой «футляр», он хочет слышать ничего, кроме своих боязливых помыслов, ограничивается своими, порой искажёнными, представлениями, охотно навешивает «ярлыки» и готов «перечеркнуть» любого, заподозренного в мнимом вреде.
У Л.Н. Толстого есть притча о рыбах в воде. Маленькая рыбка спрашивает большую рыбу – маму: “Что такое вода?”. “Чтобы узнать, что такое вода, надо вынырнуть из нее”, – отвечает мать. Если рыба не может жить без воды, то человеческому детёнышу трудно жить без любви, понимания и поддержки близких взрослых. Если ребенок слышит часто в свой адрес реплики: «ты плохой»; «ты неряха»; «ты ничего не умеешь делать»; «с таким, как ты, никто не захочет дружить» – это может способствовать формированию у него комплекса неполноценности и чувства вины. Чувство вины формирует в свою очередь нелюбовь к себе, отвержение себя. А человеку, плохо относящемуся к себе, сложно хорошо относиться к другим – ведь ему, как он считает, нечего дать окружающим. А значит, и от них ничего хорошего ждать не приходится. Так, родители и педагоги, сами того не подозревая, вместе с неуверенностью в себе могут закладывать мнительность, которая проявится в дальнейшей взрослой жизни. Это не значит, что не нужно обращать внимание детей на их проступки. Просто при этом важно оценивать не ребёнка («безрукий, неуклюжий»), а проступок («разбита чашка»). Но и обязательно объяснить, как это исправить и как этого не допустить в следующий раз («будем ставить чашки дальше от края стола, не будем размахивать руками»). Ведь личность ребёнка, его спокойствие и здоровье для нормальных родителей намного ценнее, чем любая посуда.
Найдя корни своей мнительности в детстве, проще справиться с ней, переосмыслив прошлое с позиции сегодняшнего опыта. Причиной мнительности может быть и глубоко задетое когда-то самолюбие, и обиды на родителей, и нерешительность, и страх перед наказанием, и боязнь быть осмеянным старшими, более сильными и умными. К счастью, ничто не стоит на месте. Вчерашний робкий и неуверенный малыш уже вырос, рядом нет ни мамы, ни учительницы, и давно пора самому стать хозяином своей жизни.
Способствуют мнительности (не только у ребятишек, но и у взрослых, солидных людей) и всевозможные «страшилки» – фильмы ужасов, детективные истории про убийства, криминальная хроника и т.п. Истории о преступлениях показывают для того, чтобы предостеречь людей от опасности. Но бывает и противоположный результат. Женщина на тёмной улице, видя в каждом встречном преступника невольно проявляет свой страх и враждебность в движениях, взгляде – всё в ней напряжено, как струна. Навстречу компания подвыпивших «искателей приключений» – и ответная агрессия не заставит себя ждать. Если конфликт не остановится, и до ограбления может дойти, и до убийства. Те же ребята, встретив доброжелательно настроенногочеловека, обойдут его стороной, а может, и утихомирятся от его слов.
Как же отличить реальные опасности и проблемы от выдуманных? Ведь бесшабашность и риск, безразличие: «авось, пронесёт» – тоже к добру не приводят. «Просто так» ничего не бывает, все опасности и трудности имеют свои причины. Эти причины – предвестники неприятностей. Например, встали поздно, на работу торопились – забыли кран закрыть, «затопили» соседей. Будем фиксировать причины – сможем предвидеть и предотвращать и сами проблемы. Не поленимся и вернёмся, проверим всё и закроем кран. А в другой раз постараемся не проспать, чтобы собраться спокойно, без спешки. Так появляется предусмотрительность – действия, направленные на опережение ситуации, умение вовремя «подстелить соломку». А если лень искать причины в себе, своём поведении, то только и остаётся бояться, постоянно ожидая «подвоха» извне.
Чтобы реально оценить ситуацию, необходима искренность. Если разговор при вашем появлении прекращается, можно подозревать всех в неискренности, а можно поздороваться и спросить, о чём шла речь – и все подозрения могут тут же рассеяться. Если вы подозреваете кого-то в тайном плохом отношении к себе, можно поговорить откровенно: «В чём я, с вашей точки зрения, не прав?», если действительно не правы, то исправиться. Кажется, что вашего супруга больше интересует другая женщина, чем вы – вместо обиды, «разборок», поиска доказательств «измены» можно уделить ему побольше своего внимания, заботы, общения. Этого порой достаточно, чтобы все основания для ревности исчезли.
А когда опасность действительно существует, эмоции не помогут – тут нужны вполне конкретные действия, активность. Мнительность говорит «А что, если…», а в ответ у нас должен возникать план, как предотвратить или решить проблему. Например: «Если о моих промахах скажут начальнику, да ещё с преувеличением, то меня могут уволить с работы». Вариант действий: самому обратиться к нему, показать объективную картину, попросить совета, как улучшить положение дел и предложить свой план исправления ситуации. Даже если не всё и не всегда удаётся поправить – с каждым конструктивным решением растёт уверенность, а мнительность и страхи отступают.
В любой ситуации страх за себя – в том числе за своё имущество, своих близких («как я, бедный, без них останусь»), свою работу – делает людей необъективными и заставляет совершать массу ошибок. Ведь в этот момент они ни о чём по-настоящему думать не могут, кроме себя. А если больше думать о том, как помочь другим – и страх отступает, и домыслы рассеиваются (ведь нужно поддерживать людей, а не деморализовать). Приходит спокойствие, а с ним, и решения, и помощь.
«Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается.Следовательно, глубокое знание людей и здравые суждения о событиях приближают нас к счастью» Стендаль.
____________________________________
По материалам сборника "Время не ждет" Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2006. - 83с.
© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2006.
© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2014.
