Что такое развитие?
Это процесс перехода в новое, более совершенное состояние. Закон развития гласит: улучшение результата приводит к более совершенному.
Иллюзия развития – это искаженное представление о развитии, противоположное верному.
По словарю Ожегова, «иллюзия – это обман чувств, нечто кажущееся, болезненное состояние, ошибочное восприятие предметов, явлений».
Развитие предполагает обязательное движение, переход, изменение к лучшему. Что же может меняться к лучшему?
- Происходит отказ от привычек и замена их интересными и полезными делами. Другими словами, устраняя ошибки, недостатки, можно раскрывать положительные способности.
- Положительный опыт (навыки, способности) используется в разных областях своей жизни.
1. Зачем нужно развитие?
Мы знаем, что любое зерно, посаженное в землю, должно вырасти. Стадии его роста и есть развитие. Если происходит задержка в росте, или зерно не растет, то смысл посадки зерна теряется, зерно не выполнило своих задач. Так и человек: в каждом периоде жизни вносит изменения. Если они полезные, то и дела его таковы, носят развивающий характер для человека. Зерно может не знать, для чего оно предназначено, так и мы можем до конца не понимать, для чего нужно развиваться. Но, если принять во внимание получение навыков, помогающих в жизни тебе и другим, то становится понятным, что развитие просто необходимо. Чем развития меньше, тем больше потрясений у человека, тем больше горя, проблем, ошибок, заблуждений. Есть закон о постоянстве совершенствования, но время изменений у каждого человека индивидуально. Бессмысленны скитания и мучения, трудности, потому что этот закон существует и действует. Так не лучше ли не откладывать на потом поиск ответов на главные вопросы жизни? ПОЧЕМУ Я ТАК ЖИВУ? КАК СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ ДРУГОЙ?
Чем низменнее цели у человека, тем дальше он от смысла жизни.
Чем больше человек замкнут на себе, семье, родственниках, тем он более ограничен в интересах и задачах, и следовательно, медленнее развивается. Тем больше он блудит по жизни, как в темном лесу.
Вопрос о необходимости развития понятен, когда речь идет о детях. Замедленное умственное и физическое развитие детей заметно сразу. Родители и врачи признают, что это отклонение, которое может стать трагедией. А если у взрослых замедляется развитие? Это рассматривается как норма. Говорят: «Такой уж человек».
С другой стороны, сталкиваясь с дурными привычками окружающих, приводящими к разрушению их самих и общества, люди удивляются: «Неужели нельзя отказаться от них? Это же неправильно». А люди, живущие пороками, говорят: «А что Вы нам взамен дадите? Как по-другому жить?».
Поскольку развитие постоянно, смысл жизни человека и заключается в том, чтобы увидеть свои недостатки и их исправить: в процессе жизни возникают какие-то новые для него ситуации, и если человек не учится объяснять себе, почему у него так происходит, не пытается искать новые решения, то складывается стереотипная реакция: «Все плохо. Ничего изменить нельзя». Появляется проблема со смыслом жизни.
Развиваться надо уже потому, что все вокруг меняется, а человек, не понимающий или не признающий это, выпадает из движения вперед. Известно, что «дорогу осилит идущий», но люди искажают движение, путая его с суетой, что противоречит реальности. Последовательность действий, терпение имеют свои результаты, а беспорядочность, суетность - свои.
Важное значение для развития имеет постановка задач. Когда поставлена задача, тогда и понятно, ЧТО нужно делать. Постановка задачи и её выполнение дает понимание того, что ты движешься, развиваешься - потому, что видишь результат.
Почему же взрослые люди не понимают, что и им нужно развиваться? Почему нет четкости в этом вопросе?
Потому, что многие решили: «буду жить как все», «как другие живут, так и я буду», «а что проблемы есть у всех — так это естественно, нормально».
Материальный мир затягивает имеющих такое мнение: «если бы у меня было достаточно денежных средств, то у меня не было бы проблем». Это мнение уводит человека от понимания, что не в деньгах дело. Только позже, уже имея деньги в достатке, но не избавившись от проблем, люди начинают понимать, что не в деньгах дело. Мало того, появляются новые проблемы: сохранение себя, своего капитала, подбор охраны и т.д.
Поэтому важно прийти к пониманию, что можно свою жизнь оценить по результатам.
Также выполнение задачи связано с её пониманием самим человеком. Не просто «мне надо что-то сделать», а конкретно: что надо, как, зачем, почему именно мне. Выполнение этого условия необходимо, чтобы не было формальности. Иначе создается иллюзия: «я намечаю задачу, иду, делаю механические движения», а на самом деле стою на месте. Почему? Нет интереса: «мне эти дела не близки, кому-то надо, вот и делаю».
Часто люди путают задачи и дела. Есть нравственные задачи, а есть само материальное дело - задание, которое нужно выполнить. Для развития важно, чтобы человек видел, какое ему дело нужно и при этом четко, без обмана себя, определил свое отношение к нему. После постановки задачи намечаются шаги, необходимые для её выполнения. При анализе выполненной задачи важно увидеть, какие внутренние изменения произошли.
2. Кому нужно развитие? Развитие нужно всем живым существам, всему, что живет на земле.
В г. Новосибирске был проведен опрос. Был задан один вопрос: «Если вас пригласят на лекцию, то какую тему вы хотели бы обсудить?»
- 50% человек, участвовавших в опросе, ответили, что их ничего не интересует, или они не знают, о чем бы хотели послушать, а на лекцию вообще бы не пошли, потому что им некогда.
- 37% опрошенных интересовались вопросами материального характера: как заработать деньги, как найти хорошую работу, как выжить в этой жизни.
- 7% опрошенных хотели бы послушать о Боге, «почему религии разделились».
- Только 6% опрошенных хотели бы послушать о нравственности, о том, как правильно думать, говорить, действовать.
Из этого следует, что вопросы материального благополучия стоят гораздо острее, чем вопросы развития.
3. Некоторые люди говорят: «Мне развиваться не надо, мне и так хорошо, я доволен тем, что у меня есть».
Это иллюзия жизни, которая базируется на чувстве самодовольства или самодостаточности. У человека большой набор оправданий, построенных на разных мотивах. Например, на неуверенности («я не смогу, мне этого не надо»), на корысти («мне надо деньги зарабатывать, а не размышлять»), на лени («пусть над собой работают другие, а мне неохота»), на гордости («я и так вполне нормально себя веду»), на высокомерии («другие-то гораздо хуже»).
На любой ошибке можно построить оправдание. Чтобы отличить реальность от оправдания, надо посмотреть, на чем основана отговорка – на добродетели или на ошибке. Закон развития существует для всех и действует на всех.
Пример. Человек думает «Мне ничего не интересно. Я ничего не могу и не хочу. Я неинтересный человек». ВОПРОС: Так думая о себе, я могу настроить себя на изменение к лучшему?
Если я сам себе не интересен и ничего не хочу, то по логике, в таком случае, человек ищет «сильного», авторитетного, за спиной которого ему будет легко жить. Кто-то другой расскажет, что делать, как делать, да еще и объяснит, почему это полезно. Можно проследить результаты жизни такого человека.
Заблуждения обычно водят от одной проблемы к другой.
Но, как быть, если изменяться мешают привычки? Провести «работу над ошибками». Как в школе после диктанта: увидеть ошибки и их исправить. Так и в данном случае: понять, где в данной работе были допущены ошибки, на каком из 5 этапов (информационно, в видении ошибки, в осознании и т.д.).
4. Один из факторов, почему не получается измениться, почему трудно - это неверно поставленная цель изменения.
В этом случае следует задать себе вопрос – зачем изменяться, какую цель я преследую, исправляю себя или другого. Часто люди преследуют цель поиска облегченного решения вопроса, легкой жизни: облегчить жизнь себе, обойти трудность, а не преодолеть, не решить поставленную задачу. Такая цель порождает потребительство: «этот не помог, пойду к другому», другой человек должен указать, как мне жить.
Учиться полезно каждому. Положительные навыки закладываются в труде. Препятствий станет меньше при условии формирования способности понимания сути происходящего, и других.
Легкий путь - это удобный путь. Но не всегда легкий путь – это правильный путь. Если теннисист взял ракетку неправильно, ему удобно так держать, но правильно играть он не научится. Так и в жизни, следует искать не удобный путь, а правильный. А правильный путь - он же и есть легкий, только это становится заметным после труда. Например: человек болел из-за какой-либо ошибки, отказался от нее и перестал болеть.
Когда нам не удается в чем-то измениться, то возможен такой положительный выход: надо вспомнить смысл жизни. А он заключается в различении положительного и отрицательного, в поиске положительного варианта. Этот смысл дает спокойствие и уверенность, нет необходимости драматизировать и угнетать себя, потому что поиск – это нормальное состояние человека.
Существует такая иллюзия, что мое развитие нужно кому-то. Например: есть близкий человек. Я хочу, чтобы ему стало лучше жить, чтобы он тоже начал развиваться. Поэтому я буду убирать свои ошибки, чтобы помочь ему исправиться, измениться. Такая «благородная» цель часто приводит к негативным последствиям. Так как у каждого человека есть право выбора, то наш близкий может выбрать не то, что бы нам хотелось, да еще и приобрести плохие привычки. Тогда встает вопрос: «Я меняюсь - меняюсь, а он плохие привычки приобретает, почему? Цель поставлена неверно. Наша задача - изменить себя; помощь заключается в умении найти правильное действие. Каждый человек несет ответственность за себя, за свою личность, какой она станет в процессе жизни: лучше или хуже, сколько задач решит: одну или много. Другие люди, глядя на жизнь развивающегося человека, видя его спокойствие, уверенность, ощущая внутреннюю гармонию, тоже начинают меняться, задавать вопросы: «Как ты живешь? Как у тебя получается?».
5. Есть мнение, что развиваться можно везде. Да можно. Но везде ли мы развиваемся?
Целенаправленное совершенствование дает ускоренный результат, а хаотичное, беспорядочное выполнение дел замедляет развитие, даже ведет к деградации. Анализ дел создает интерес творчества и развития.
Человек попадает в иллюзию, когда снижает активность - ту, что была вчера, выделяя при этом необходимость увеличения дел только в одной области. На самом деле, если развитие понимать правильно и соотносить его со смыслом жизни, то времени хватит на все полезные дела. Когда же человек снижает активность, перестает развиваться (иными словами, начинает деградировать), то он сам загоняет себя в тупик, начинает ходить по кругу. Выражается это в болезнях, депрессиях, проблемах во взаимоотношениях. Если остановиться и задуматься, то становится видно, что не активность надо было снижать, а пересмотреть планирование или правильность поставленных задач.
6. При выполнении порученного дела очень многое зависит от интереса самого человека.
Действительно, если человеку неинтересно, то и дело двигаться не будет. Но важно не путать интерес с увлеченностью. Интерес подразумевает поиск, видение смысла данного дела.
Чем сильнее у человека интерес, желание, тем быстрее выполняется дело. Чем слабее, тем больше он дает себе поблажек, ищет различные уловки, оправдания, ему тяжело. Поэтому прежде, чем приступить к делу, нужно посмотреть, с каким желанием, интересом я это делаю? Чтобы поднять интерес, надо понять, зачем мне лично это нужно, какой предполагается результат. Такая целенаправленная работа по формированию желания открывает инициативу и понимание смысла осуществления дел.
Как создать интерес?
- поставить цель во времени (за определенное время выполнить дело);
- задать себе необходимое качество выполнения работы (время выполнения не так важно, а существенно качество);
- данное дело рассмотреть как изменение, усовершенствование чего-то;
- привлечение других, чтобы делать это вместе и др.
Чтобы развиваться, необходимо объективное видение себя. Как объективно видеть себя? Спроси у других и проанализируй сказанное. Отнестись к себе, как к объекту творчества. Чтобы получилась «скульптура», надо просто отсечь лишнее, убрать те черты характера, которые нас портят.
Когда говорится о развитии, то следует говорить о свободе — как о независимости не от чего-либо и не от кого-либо, а как о стремлении к разумному пониманию, действию, ответственности.
Почему нет развития?
Часто люди не видят своего развития, не замечают мелких или крупных нравственных изменений в себе. В том числе, не видят связи общественной, волонтерской работы с другими областями жизни.
Как увидеть развитие? Какие критерии? Качество, скорость, количество, широта зрения, обретение возможностей.
Если избавиться от формального отношения к себе, то появится интерес к своему развитию, к результатам. Хорошо посмотреть на свое развитие, как оно идет: выборочно, медленно, избирательно. Можно сделать анализ в разных областях. На скорость развития влияют наши заблуждения и установки («я не смогу», «мне надо медленно»).
Тренированный человек отличается от нетренированного тем, что у нетренированного - слабая реакция. Почему так происходит? У нетренированного между знанием и выполнением приема обычно стоят ошибки: лень, страх, неуверенность, которые искажают его действия. В процессе работы в общественной организации, например, человек приобретает положительные навыки, уверенность, избавляется от лени и страхов. А это дает возможность, как спортсмену, принимать быстрые и разумные решения.
Почему же не всегда мы можем применить свои знания на практике? Мешают заблуждения: «Меня не поймут», «Здесь этические знания нельзя применять», «Я не готов применять этические знания», «Люди не готовы».
Кто может помочь в развитии?
Если говорить о спорте, то только мастер может помочь более слабому спортсмену. Если спортсмены находятся на одном уровне, то они могут путаться при оказании помощи. Чем выше по уровню спортсмен, тем качественнее и быстрее может он оказать помощь. И наоборот, если будет помогать более слабый спортсмен, то он может запутаться сам и запутать другого. Так же происходит и в жизни, когда за помощью мы обращаемся не к тому человеку. Если у человека мало положительного опыта, а есть только знания, значит и помощь будет формальной.
Как определить, какой человек может нам помочь? По делам человека, по его активности. Есть люди, активные во многих областях, которые справляются легко с проблемами, а есть те, которые не видят своих проблем или не справляются с ними – они могут дать неверные советы.
Как поступать после срыва или сбоя?
Начинать жить с чистого листа, делать попытку еще раз, учитывая прошлый отрицательный опыт. После сбоя часто возникает состояние неопределенности. Чем дольше человек себя жалеет, тем больше его затягивают сомнения, открываются бывшие ошибки, ничего не хочется делать.
Положительный выход: вспомнить об интересе, которым можно управлять, и через усилие найти полезное дело. Очень важно сразу начать что-то делать.
Условия успешного развития
1. Бескорыстие. Когда научился делать для себя, можно регулировать свою жизнь, но задать себе вопрос, что я могу делать для других? Если я буду нищим, то ничего не смогу отдать. Если я не буду обретать и учиться чему-то, то что я буду отдавать?
2. Поиск причины в себе.
3. Понимание своего несовершенства.
4. Устранение самодостаточности, неуверенности.
5. Определение конкретных задач в разных областях.
6. Желание изменяться, действовать.
Развитие – это процесс перехода в более совершенное состояние.
По материалам сборника "РАЗУМНЫЙ ВЫБОР". Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А. и др. - Новосибирск: Издательство НПФ "Бэсттек-Авиа", 2008. - 52с.
© Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А., 2008.
© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2013.