Время довольно длинно для тех,
кто им пользуется; кто трудится
и кто мыслит, тот расширяет его пределы
Ф. Вольтер
Практически каждому взрослому человеку приходится задавать себе вопрос о планах на будущее – час, день, жизнь. Однако нередко случается так, что задуманные планы по каким-либо причинам не выполняются. Или выполняются не так, как намечено, а то и вовсе с непредсказуемым результатом. Создаётся впечатление, что жизнь протекает независимо от наших желаний. Многое за нас “решает” стечение обстоятельств или другие люди. Возникает вопрос: а нужно ли вообще что-либо планировать? Кто-то скажет: “Что мне планировать – всё своим чередом: дом, работа, еда, сон, отдых, и ничего другого нет и не нужно…”. Однако, эта, казалось бы, стабильная система легко выводится из равновесия непредвиденными происшествиями и тогда непонятно, что делать дальше...
Есть и другое мнение: «Невозможно спланировать что-либо, поскольку мы ничего не знаем о будущем – остаётся «положиться на судьбу». Кто-то считает, что заранее продуманный план стесняет свободу. Но бесцельность и безделье – это не свобода, они ни к чему хорошему не приводят. Подобно Стрекозе из басни Крылова, человек рискует однажды остаться ни с чем – нет дел, нет и плодов.
Сколько нужно успевать? Первый вопрос, который может возникнуть: на что рассчитывать? Сколько реально мы можем сделать? Ведь переусердствовать всегда вредно. Возможные крайности: от парализующей неуверенности (не справлюсь ни с чем) или лени до азартности и суеты – всё хотим, за всё хватаемся, но ничего не доводим до конца. Количество дел определяется активностью – сначала интеллектуальной, а потом и деятельной. А активность, в свою очередь, определяется интересами и желаниями. Вспомним биологию: у каждого живого существа есть своя среда обитания. Не исключение и человек – в огромном море информации, событий, людей и предметов его взору и действиям доступна лишь какая-то часть. На всё остальное его просто не хватает. Чем больше информации осваивает человек, чем более небезразличен он к жизни, людям и окружающему миру, тем шире его жизненное пространство, тем больше задач он способен поставить, и, соответственно, выполнить. Трёхлетний малыш за день приберёт игрушки и польёт цветок в своей комнате, подросток за это же время не только в школе отзанимается, посетит секцию или кружок, но и выполнит необходимую работу по дому, и на огороде поможет. А взрослый способен не только трудиться сам, но и организовывать других – растёт и количество дел, которое они сделают вместе.
Время относительно… Как делать больше, если и сейчас ничего не успеваешь? Если понаблюдать за течением жизни, можно заметить, что в разные периоды время течёт по-разному. Так, бесплодное ожидание растягивает время как резину. Праздники и развлечения проносятся мгновенно – не успеваешь оглянуться. А сосредоточенная работа может увеличить продолжительность дня. Время – не только минуты, часы, дни, месяцы, годы. В нашем субъективном восприятии это мера, наполняемая делами. В этом смысле у каждого человека своё время. Течение этого «личного» времени во многом зависит от того, чем оно заполнено. В таком измерении человек, проживший короткую, но бурную жизнь, живёт дольше «тихохода», протянувшего сотню лет. Серьёзно «удлиняет» отпущенный нам срок обучение, освоение нового, которое доступно в любом возрасте. Обретая навыки и способности, можно за короткое время успевать делать гораздо больше, чем раньше.
Что нужно успевать? Переходим к следующему вопросу: какие дела считать нужными, полезными, важными? Дело – это деятельность (процесс), в которую заложен определённый результат. Если результат положительный, приносит кому-нибудь пользу – значит, этим делом заниматься стоило. Если видимых результатов нет, или даже наоборот, есть вред, соответственно, незачем было терять время. Объективно анализируя свою жизнь, можно обнаружить, сколько времени уходит на разные глупости, прихоти, переживания, формальное, бездумное исполнение работы, насилие над собой.
А может быть, остановить время? Можно специально создать себе маленький мир, в котором всё просто и понятно, и считать, что за пределами этого мирка ничто нас не касается. Этим мирком может быть своя квартира, комната, рабочее место, привычная компания. Кажется, что в нём что-то происходит, есть своё движение, жизнь. Но если присмотреться внимательнее, это не движение, а только кружение на месте. Всё идёт будто по замкнутому кругу. При этом можно считать, что и другие люди живут в таких же мирках, и им тоже ни до кого нет дела. Но такая «стабильность» временна. Рано или поздно встают задачи, которые не решаются без выхода за привычные рамки. А если контакт с «внешним миром» затруднителен, эти задачи становятся проблемами.
Как распределить дела, особенно если их много и все важные? Допустим, мы хотим распланировать определённый отрезок времени. Для этого нужно:
- охватить мысленным взором (можно выписать) все дела, которые желательно успеть сделать за это время, и оценить, реально ли это сделать;
- приблизительно определить, сколько времени потребуется для каждого дела;
- возможность группировки и совместимости дел. Например: по дороге с работы можно зайти за продуктами, чтобы потом не ходить за ними специально; перед приходом гостей не стоит заниматься покраской дверей;
- что нужно для успешного выполнения дел (инструменты, материалы, условия);
- кто будет участвовать в каждом деле, сможет помочь;
- что важнее сделать вначале (прямо сейчас);
- последовательность выполнения следующих дел.
- реальны ли эти планы
- всё ли учтено
- что может помешать выполнению.
Таким образом, у нас получился рациональный план действий (иначе говоря – разумно обоснованный, целесообразный).
Планировать можно сколько угодно, и всё без толку, если не исполнять намеченного. «Отсрочка – самая надёжная форма отказа» (Н. Паркинсон). Проще всего отказываться от своих планов, не признаваясь себе в этом открыто, оправдываясь и мечтая: «С понедельника… с Нового года… вот пойду в отпуск… ребёнок подрастёт…» и т.п. Поводов, чтобы не делать, можно найти множество. Попробуем лучше найти «врагов», которые чаще всего срывают наши планы. Вот они:
– Неопределённость. Это неспособность выбрать дела, которыми необходимо заниматься в данный момент. Постоянные сомнения: делать или не делать? А может быть, не нужно? Или сделаем завтра, а сейчас лучше что-нибудь другое? Пока так рассуждаем, никаких сдвигов не будет.
– Непоследовательность. Это беспорядочность, хаос в делах. Начали одно дело, отвлеклись, переключились на другое – смотрим, чего-то не хватает, а тут звонок телефонный – бросаем всё, отправляемся делать третье, по дороге увидели четвёртое, самое интересное… и т.д. В итоге ни минуты свободной, а результатов ноль.
– Самость. Это использование только своего опыта и игнорирование всякой информации и помощи со стороны. «Мне лучше знать», «без меня не обойдутся», «всё равно никого не допросишься, проще самому всё сделать» или «неудобно как-то вопросы задавать, помощи просить – ещё плохо подумают». Следствие такой интеллектуальной замкнутости – низкая производительность, ведь многое делается «по старинке», напрасно тратится время. Приходится учиться на своих ошибках, а можно было бы не изобретать «велосипед», то, что уже давно и всем известно. Кроме того, тот, кто не любит задавать вопросы (а заодно и думать), как правило, делает лишнюю, никому не нужную работу. А то, что нужно, не выполняется.
– Подражательство. Другая крайность – слепое следование опыту других. Советчиков можно найти много, но советы нужно ещё проверить и суметь правильно применить. То что, годится в одних условиях, в других может и не сработать, а то и приведёт к обратному результату.
Выполнению совместных планов мешают непонимание, несогласованность, ссоры, соперничество. Чтобы действовать вместе, нужно уметь слушать и слышать. Тогда удастся объединить усилия, знания и опыт, а не заменять совместную работу спорами, разборками, упрёками. Если нужна помощь, о ней нужно просить, а не требовать или уговаривать. Уговоры – это скрытая форма насилия. Необходимо обосновать просьбу и дать время подумать с ответом, не додумывать ответ за человека и не решать за него.
Каждому участнику совместного плана важно понимать задачу, стоящую конкретно перед ним, и видеть её место в общем деле.
А если всё-таки сорвётся? В любой момент может произойти что-то непредвиденное, требующее немедленного нашего участия. Тогда планы меняются, и в этом нет ничего страшного. Намеченные дела (если, конечно, необходимость в них не отпала) нужно перенести на другое время. Так на смену рациональному плану приходит оптимальный (наилучший), поскольку он включает новые, ранее неучтённые дела. Внести в план своевременные изменения мешают:
– стремление любой ценой выполнить намеченное (как запрограммированный автомат);
– непредусмотрительность – не продумали заранее, не обсудили с другими, как быть, если планы изменятся. Можно сказать: «я непременно буду в восемь», а можно так: «ждите меня с восьми до половины девятого».
Человек, понимающий, что его планы в любой момент могут измениться, не станет давать безусловных обещаний, чтобы никого не обманывать. Отказываясь вносить изменения в планы, можно попасть в зависимость от них. Бывает, что дело уже потеряло актуальность, а за него продолжают упрямо держаться («Я же решил – значит надо делать»), упуская более важное.
Почему постоянно не хватает времени? Чтобы ответить на этот вопрос, можно посмотреть, куда оно уходит. Оглянувшись на прошедший день или неделю, вспомним: чем занимались? Все ли занятия соответствовали целям? Сколько времени ушло на каждое дело? Рассуждая таким образом, можно обнаружить потерянное время. Чаще всего его “съедают” суета, всевозможные переживания (в том числе и по поводу отсутствия времени), пустые разговоры и занятия, не приносящие пользы.
Существуют различные стереотипы, способствующие потере времени, например: “В выходные (в отпуске) нужно расслабляться, не заниматься делами”, “Дома нужно только отдыхать”, и т.д. Давно известно, что отдых – это не безделье. Для отдыха достаточно сменить вид деятельности – например, умственную на физическую или наоборот, и время пройдёт с пользой. Иногда время теряется из-за превращения некоторых самых обычных занятий в длительные ритуалы (например, обед, чаепитие, баня). Итак, если не хватает времени – надо найти, где оно теряется, определить, какие ошибки к этому приводят. Если не повторять этих ошибок, времени явно станет больше.
Планировать можно разные отрезки времени. Например, недельный план можно оформить в виде такой таблицы:
Пн. |
Вт. |
Ср. |
Чт. |
Пт. |
Сб. |
Вс. |
|
Дом |
|||||||
Работа |
|||||||
Хобби |
|||||||
**** |
Предварительный план можно составить в воскресенье вечером, а затем пустые графы заполняются в течение всей недели по мере поступления дел.
Закончив составление плана, нужно ещё раз обдумать:
«Время, затраченное впустую, есть существование;
время, проведённое с пользой, есть жизнь». Э. Юнг
____________________________________
По материалам сборника "Время не ждет" Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2006. - 83с.
© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2006.
© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2014.