Сборник "Всю жизнь на цепи"

odin iz sposobov

  • Если твёрдо решил бросить курить, необходимо исключить «борьбу» с курением - не злиться, не осуждать себя и других за курение.
  • Причиной курения являются ошибки и отрицательные черты характера, например: безделье (надо отдохнуть), отчаяние (перекурю - будет легче), нетерпимость (закурю - отвлекусь), самоутверждение (я уже взрослый), злоба (закурю - успокоюсь). Нужно понять основную ошибку - причину курения, не совершать её в настоящем и переосмыслить имеющийся опыт.
  • Установить временной интервал от одной сигареты до другой, который возможно выдерживать без насилия над собой, но прилагая определённые усилия. Ежедневно удлинять установленный интервал, приблизительно на 30 минут, и стараться выдерживать до минуты. Чтобы легче было выдержать, найти для себя разумные доводы (сохраняю здоровье, укрепляю волю, не врежу окружающим, экономлю деньги и время, и многое другое). Это позволяет укрепить волю, стать твёрже и научиться владеть собой.
  • Не отчаиваться, если не удалось выдержать установленный интервал времени. Можно установить более короткий - такой, чтобы хватало сил выдержать, не доводя себя до мучения.
  • Каждый день удлинять интервалы времени от утреннего пробуждения до курения. Стараться не нарушать интервал ни на минуту.
  • Осознавать по случаям отрицательный опыт курения. Например:

- вспомнить случай, когда первый раз закурили;

- осознать вред и бессмысленность этого поступка;

- мысленно выразить сожаление за вред, причиненный курением: близким, окружающим, природе и самому себе.

Так нужно рассматривать случаи курения, совершённые как сейчас, так и в течение всей жизни. Каждый рассмотренный случай уменьшает зависимость.

  • Не гордиться и не хвастаться тем, что бросаешь или бросил курить.
  • По возможности избегать общества курящих людей.
  • Не заменять курение на другие привычки (пьянство, жвачка, излишним употреблением пищи и т.д.)
  • Стараться всегда быть занятым полезным интересным делом.
  • При увеличении интервала между выкуриванием сигарет наступает такой момент, когда можно легко отказаться от курения навсегда. Воспользуйтесь этим моментом.

Эта методика действенна при условии выполнения всех пунктов, а не тех, которые вам понравились.

После устранения зависимости:

  • Стараться не «соучаствовать» в курении других: не подстрекаться, не осуждать, не сочувствовать. Возможны ситуации, когда кто-то предлагает закурить, а вам «неудобно» отказаться. Это можно считать проверкой, насколько твёрдым было ваше решение, важно не проявить слабость и не сдаться.
  • Если сорвался и снова закурил – не допускать отчаяния и не считать себя снова курящим. Человек может бросить и не только с первой попытки. Можно снова воспользоваться уже отработанной методикой. Срок работы по ней при этом может быть короче.

 Боин М.С.

 ____________________________________

По материалам сборника "Всю жизнь на цепи " Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2010. - 83с.

© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2010.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2017.

 

ne biysa1Многим знакома ситуация, когда сидишь в поезде, который остановился, а соседний начинает двигаться. Кажется, что ты уже едешь, потому что меняется вид из окна. Но доедет ли наш поезд до намеченной цели?

Так и в жизни. Каждый из нас к чему-то стремится. Меняется «вид из окна», и нам кажется, что мы двигаемся. Но на самом деле это иллюзия движения. Потому что, если внимательно присмотреться, то можно заметить, что ситуации повторяются из раза в раз. Если ни о чем не задумываться, то можно всю жизнь просидеть в «стоящем вагоне», не решив важные для себя вопросы, и не достигнув конечного пункта назначения.

К чему же мы стремимся в своей жизни?

Многие из нас ищут легкий путь – удобный, с наименьшим количеством трудностей и проблем.

Поиск легкого пути начинается с детства:

Чтобы достать игрушку, надо научиться ползать, а можно поплакать, и мама сама даст.

Но всегда ли «легкий путь» такой легкий, как нам кажется? Как известно, «у каждой монеты есть две стороны».

Не научился ползать – полностью зависишь от мамы. А вдруг мамы рядом не окажется? Или она не услышит?

 

Чтобы в школе получить пятерку, надо внимательно слушать учителя, запоминать, и самостоятельно делать домашнее задание, а можно списать у соседа.

Не выучил домашнее задание сегодня – завтра не поймешь новую тему, не сможешь написать контрольную работу, постепенно хорошие оценки превратятся в плохие.

 

Богатого супруга надо еще найти. Доказать ему, что ты именно то, о чем он или она мечтала всю жизнь. И заключив брак, соответствовать этому «имиджу». Иначе можно остаться ни с чем.

 

Чтобы обеспечить себя материально, надо окончить институт, получить профессию, устроиться на работу, а можно удачно выйти замуж или найти богатую жену.

Вот так незаметно стремление к «легкой жизни» превращается в постоянный поиск той, которая подаст «игрушку», того, у кого можно списать, или выгодной для себя партии.

Так и стоит всю жизнь наш «поезд» на одной станции. А мы с тоской смотрим на проходящих и говорим с завистью: «Везет же людям!».

А действительно ли им так «везет», как нам кажется? Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что в их жизни тоже были и неприятности и трудности, но им удалось их преодолеть. Как? Одним помогло терпение и понимание. Другим – доброжелательность. Они не спешили обидеться на неугодного партнера (соседа, сослуживца) или сложившиеся обстоятельства, а искали пути решения, проблемной ситуации. Как говорится, «терпение, и труд все перетрут». Получается, что их счастье не такое и легкое, но вполне возможное для любого человека.

Почему же люди не стремятся сами решить свои проблемы? Почему они ищут того, кто сделает это за них?

У некоторых в детстве появляется опыт неуверенности. Что-то не получилось раз, потом другой и руки, как говорится, опустились. Кто-то сказал: «У тебя не получится» или «Эх ты, неумеха» - и человек поверил.

А ведь «не боги горшки обжигают»: получается у тех, кто не сдается. Помните фразу из известного кинофильма: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Что значит, бороться? Нет не с людьми и обстоятельствами, а с собственной ленью, неуверенностью, страхами. Что искать? Разные способы решения, данной ситуации. Найти наилучший выход, который не принесет вреда. И не сдаваться, а преодолевать преграды, такие как «неохота», «пусть лучше кто-нибудь другой», «я не знаю, как быть» - пока не получим положительный результат.

Вы видели когда-нибудь, как ребенок учится ходить? Он делает 1-2 шага и падает, снова встает и опять делает попытку. Если бы он упал и разочаровался (как мы, взрослые), то никогда не научился бы ходить.

А ведь когда человек преодолевает преграды, то обретает новые возможности. Этот же ребенок сейчас умеет не только ходить, но и бегать, и на коньках кататься, и на велосипеде. А чья жизнь более полноценная, жизнь «прикованного» к стулу человека, или того, кто находится в постоянном движении?

Так и люди часто «приковывают» себя разными мнениями: «У меня не получится», «Если дело трудное, то и браться за него не стоит», «Это не для меня».

Но в мире все устроено так, что нерешенные ситуации снова повторяются - с другими людьми, в других условиях. И рано или поздно все равно придется найти ответ. Так зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?

И снова оправдания: «Лучше потом. Я сейчас не готов(а)».

Конечно, можно и потом, но ситуации раз от раза усложняются. Как в школе: сначала легкие задачки, а потом более сложные. Не решил легкую - труднее решить более сложную. Хотя, если постараться, то можно решить любую «задачку».

Кто-то может сказать: «Я решаю - решаю, а ничего не получается». Но ведь не все можно решить быстро. Иногда требуется больше времени, чем нам хочется. Да и задачи бывают не только «в одно действие», а «в два» или даже «в три».

Например, много лет ссорился человек со своими близкими. В какой-то момент он понял, что был не прав, и изменил свое отношение. Но близкие почему-то относятся также настороженно, как и раньше. Если человек нетерпеливый, то скажет: «Ничего не получилось. Все зря». Но это не правда. Близким тоже нужно время, чтобы изменить свое отношение к нему. И то, что он стал лучше – разве это «зря»? А этому человеку можно посоветовать изменить еще одну черту характера – нетерпеливость. Тогда ему легче будет принять своих «неправильных» близких, понять их и спокойно выстраивать с ними новые взаимоотношения.

Да, характер трудно переделать. Некоторые вообще считают, что его нельзя изменить: «Каким родился, таким и помру».

Давайте разберемся, что такое характер. Это доброта, искренность, трудолюбие, ответственность и так далее. Но еще и упрямство, обидчивость, подхалимство, хитрость, и этот список тоже можно долго продолжать. Получается, что характер – это не нечто непонятное и непознанное, а вполне конкретное понятие.

Если обратиться к истории, то вспоминается пример одного древнего деятеля, у которого были врожденные недостатки - заикание и нервный тик (дергалось плечо). Но ему очень хотелось самому произносить речи перед народом. Тогда он решил преодолеть эти недостатки. Для этого он выходил на берег моря, набирал в рот камни и говорил речи. Каждодневная упорная работа помогла ему избавиться от заикания. Чтобы избавиться от нервного тика, он подвешивал над своим креслом острый меч, и как только дергал плечом, меч резал его. Так он научился контролировать свои действия.

Другой пример: глухой Бетховен писал музыку. А недавно в новостях показывали слепого человека, который пишет картины.

Получается, что от физических недостатков можно избавиться или компенсировать, а от упрямства или от обидчивости – нет?

А что помогает людям устранять недостатки? Внутри каждого из нас есть великий двигатель, который называется ЖЕЛАНИЕ и ПОНИМАНИЕ важности того, что ты делаешь. Он помогает преодолеть любые преграды и трудности.

Если так все просто, то почему у людей нет желания менять характер? Часто под словом ПРОСТО человек представляет «БЕЗ труда». Это неверное мнение. Ничего нельзя сделать без труда, даже мебель передвинуть или написать письмо. Поэтому изменение характера – это работа, а не взмах волшебной палочкой.

Но, как известно, «дорогу осилит идущий». Чтобы что-то преодолеть, надо приложить усилия. Да и не надо переделывать «все и сразу». Лучше начать с изменения одной черты, которая в данный момент больше всего мешает жить.

С чего начинается это изменение?

Вспоминается герой одного мультфильма, который решил с понедельника начать новую жизнь. Но ему не удалось. Потому что жить по-старому он не хотел, а по-новому - не знал, как. В результате его поступки опять оказались плохими.

Поэтому прежде, чем «ломать» себя, лучше провести анализ: почему у меня что-то не получается или получается плохо. Я не умею – значит, надо научиться. Я боюсь – а что меня пугает? Я не хочу – а почему? Только увидев истинную причину не решения проблемы, можно понять, от чего нам нужно освободиться.

Но как? Один мой знакомый, уставший от постоянной беготни, выполнения массу мелких дел, заметил, что частью его жизни стала бесполезная суета, которая не приносила с собой ничего хорошего, а только озабоченность, утомление и разочарование. Увидев все это, он решил круто поменять свою жизнь и перешел на новую, спокойную, доходную работу.

Сначала его устраивало все: и размеренный темп жизни, и спокойное течение времени, но потом он заметил, как лень потихоньку начала затягивать его. Оглянувшись вокруг, он увидел «болото». Прежней суеты не было, но и движения тоже. Его новым коллегам ничего не было нужно, главное, чтобы их никто не беспокоил. Знакомый понял, что снова попался – ушел от суеты, а пришел к лени.

Тогда он задал себе вопрос. Почему раньше у меня было много беготни? Потому что я считал, что «надо успеть сделать ВСЕ, и без меня НИЧЕГО не получится».

ne biysa2

Почему же это ВСЕ не приносило радости?

Потому что радость приносят полезные, нужные дела, а не бессмысленные действия.

Но ведь дела эти надо было делать.

Кому надо? И зачем?

Надо было людям. Они просили.

А сами они не могли сделать?

Кое-что могли бы, но им было бы трудно.

Значит, ты помогал им не трудиться? Не приобретать полезные навыки?

Получается, что я приносил им не пользу, а вред? И сам от этого уставал?

Да.

Значит все, что я делал, было напрасно?

Нет. Ты тоже учился, приобретал полезный опыт – как делать много дел качественно и быстро, как не бояться трудностей. Но сейчас надо научиться другому – передавать этот опыт людям, а не делать все за них. Когда ты этому научишься, то сможешь вместе с ними делать еще больше за короткий отрезок времени.

Но я не знаю, как это сделать? Они могут не захотеть перенимать опыт.

Можно предоставить им свободу выбора. И предложить свои знания тем, кто готов их принять.

Ищи, и не бойся признать свои ошибки. Обращайся за помощью к людям. Помни, что ты не один.

 Савченко Т.В.

 

 ____________________________________

По материалам сборника "Всю жизнь на цепи " Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2010. - 83с.

© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2010.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2017.

pecokКучу песка можно разгребать маленьким аккуратным совочком, а разумнее бывает использовать большую лопату и учиться, не просыпать, ничего. Отрицательную информацию можно стирать строчками, а можно целыми каталогами.

Одни и те же проступки мы можем повторять в течение жизни много раз, причём с разной степенью вреда. Например, раздражительность может проявиться, как короткая вспышка (кошка под ноги попалась, или уронил на пол бутерброд с маслом). А может присутствовать постоянно, когда в течение недель, месяцев или лет не можешь спокойно видеть неугодного соседа. Каждый единичный факт ежедневного раздражения добавляет к опыту человека заряд отрицательной энергии различной величины. Любая ошибка может иметь разную «силу». Одно дело для человека – убить блоху, а совсем другое дело – убить ребёнка, сделав аборт. Одно дело — построжиться на малыша, сказав ему сердитым тоном. И другое дело — завопить на ребёнка от ярости, так чтобы весь двор услышал. Величина (или «сила» ошибки) зависит от того, насколько большой был принесён вред, и какое количество отрицательной энергии было в тот момент проявлено человеком.

Вся информация о происходящих с нами событиях хранится в клетках головного мозга. Чем больше количество случаев совершения проступка, либо чем больше сила ошибки, тем больше искажённых клеток головного мозга. И тем большее влияние оказывает эта ошибка на здоровье, взаимоотношения и поведение человека. То есть каждое такое ошибочное действие, приносящее вред – это вклад в отрицательный опыт человека.

Известно, что для освобождения от этого отрицательного опыта и для восстановления функций клеток мозга нужно изменить записанную в этих клетках информацию. Это происходит, когда вспоминая произошедшую ситуацию и осознавая нанесённый вред, человек сожалеет о сделанном и принимает решение не повторять совершённого проступка в будущем. Но здесь важно, чтобы степень осознания вреда соответствовала или превышала максимальную тяжесть совершённого проступка (то есть силу ошибки). Образно говоря, сила осознания вреда должна быть такой, чтобы отрицательный «заряд», вносимый каждым проступком, был нейтрализован, когда человек осознает совершенное действие и пожалеет, что сделал плохо.

Как быть, если количество случаев совершения проступка настолько велико, что вспомнить каждый из них представляется нереальным? Например, курил несколько тысяч раз.

В этом случае можно:

1) Достичь максимально высокого осознания вреда совершённой ошибки. Увидеть ближайшие и отдалённые последствия, влияние на здоровье, семью, коллектив, окружающую среду, будущее и другие области. Можно представить себе, к чему может привести этот недостаток в крайней степени его проявления. Например, невнимательность – к гибели людей, вспыльчивость и гнев – к убийству, обидчивость – к полному одиночеству и т.д. Достичь чёткого понимания того, что в любой ситуации есть возможность не совершать эту ошибку. Так, вместо страха, человек должен представить состояние бесстрашия, т.е. понять, что бояться ему нечего. При устранении ошибки появляется радость, уверенность в своих силах.

2) Сохраняя осознание, по каждому случаю совершения проступка выразить сожаление и принять решение не повторять ошибку. При этом в клетках головного мозга, искажённых при совершении этого проступка, происходит перезапись информации, и они восстанавливаются.

Мозг человека не только хранит сведения обо всём, что происходило в течение его жизни, но и может обрабатывать их с высокой скоростью. Если случаев проявления недостатка, очень много, то сознание может даже не фиксировать каждый из них в подробностях. В памяти могут всплывать только некоторые, наиболее яркие ситуации - типичные. Если достигнутое осознание вреда достаточно для того, чтобы перезаписать информацию, хотя бы по одному случаю, факт совершения ошибки будет осознан, и решение не повторять её войдёт в силу.

 Устюжанина А.К.

 ____________________________________

По материалам сборника "Всю жизнь на цепи " Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2010. - 83с.

© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2010.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2017.

FaLang translation system by Faboba