otv Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась,

сначала сам улыбнись жизни.

Никогда не думала, что со мной случиться такая беда. Жили спокойно, пока сын не стал подростком. У него появились разные интересы, перестал меня слушаться, отстаивал свою неправильную, на мой взгляд, точку зрения. Не уделял внимание своему здоровью, а у него оно было не очень хорошее. В общем, по всем вопросам у нас стали возникать конфликты. Это и была моя беда.

         Я долго думала и задавала себе вопросы, почему так происходит. Может быть, дело не в нем, а во мне? Как научиться общаться, не переживать, спокойно относиться к выбору ребенка? Как помочь ему, и при этом не думать за него? Как нам жить так, чтобы конфликтов не было?

         Задавая эти вопросы себе, я начала получать ответы от других людей, из фильмов, из литературы. И вот что я поняла: что все люди, в том числе и я, несовершенны, и в каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Поэтому не надо ни с кем сравнивать, ни себя, ни ребенка. Не надо также и идеализировать нашу жизнь: ситуации складываются разные, сложные и не очень, и со временем они решаются; что у каждого человека есть выбор, как он хочет жить, и не надо его переделывать насильно, а можно предлагать свою точку зрения на назревшую проблему. И тогда, может быть, нас услышат; что жизнь строится не по сценарию, который мы сами себе придумали, а складывается из обстоятельств, задач, которые приходиться решать каждый день, минуту, секунду.

         Приведу 2 примера.

         Одна мама, видя ошибки сына и пытаясь изменить его, упрекала, не выпускала из дома, заставляла учиться. Отсюда получались постоянные конфликты, которые кончились уходом ребенка из дома.

         Другая мама, видя ошибки сына, пыталась не изменять его насильно, а старалась понять, почему он так поступает, что им движет, в каком он находится настроении, какие у него проблемы. При общении с ним она подбирала слова, задавала вопросы, чтобы сын задумался, как он живет, что он делает, что его интересует. При таком общении у ребенка появилось доверие к маме, и можно было поговорить с ним «по душам» и помочь советом, к которому он прислушивался, вместе обсудить назревшие проблемы. Тогда и будет взаимопонимание, а не конфликты.

         Два одинаковых примера, а оканчиваются они по-разному.

         Есть законы, нарушая которые, люди попадают в различные неприятные ситуации (тюрьма, выговор, условное заключение и т.д.). Это законы, установленные обществом. А есть нравственные законы, которые «работают» в любом обществе. Следуя им, мы можем избежать проблем (конфликтов, болезней и т.д.).

         Мама из второго примера соблюдала следующие нравственные законы.

         Закон своевременности: промедление и преждевременность не эффективны.

         Это значит, что все нужно делать вовремя: видеть в каком состоянии сейчас ребенок, нужна ли ему помощь, о чем сейчас желательно поговорить или просто выслушать, чтобы потом найти правильное решение. Если будем медлить, время уйдет, а вопросы, которые были актуальны на тот момент, потеряют свою значимость. Ребенок может ещё больше запутаться в вопросах, на которые не мог найти ответ. Если преждевременно поднимать какую либо тему, то можно постоянно гадать: «Что будет?», а главное упускать. Надумаешь, а получится по-другому Отсюда и плохое настроение, и конфликт, и обида от несбывшихся надежд.

         Закон общения: обмен мнениями на положительной основе ведет к взаимопониманию и взаимодействию.

         Когда нет нотаций, давления, а есть желание объяснить, выслушать, то появляется искренность в общении. А если есть искренность, то есть и доверие друг другу. Нужно не сторониться детей, не избегать их из-за того, что у нас много дел, а находить время выслушать их, быть внимательными, и тогда мы сможем им подсказать, как нужно поступать и жить в этой жизни дальше.

         Закон оптимизма: целенаправленность, последовательность в поиске дает улучшенный результат.

         Нужно объяснить ребенку, что любое дело можно выполнить, любую ситуацию можно разрешить, только нужно подумать, как это сделать. Если не получилось сейчас, найти другой вариант. Нужно показать ему, что не нужно расстраиваться из-за неудач, что сделать можно по-другому. Если мы его научим сейчас, то этот опыт он понесет по всей жизни, и в любой ситуации, в которую попадает, он не будет отчаиваться, опускать руки, а будет думать, что выход все равно найдется, надо только поискать.

         Закон рациональности: при разумном обосновании решения достигается наилучший результат.

         Если донести до ребенка, зачем нужно то или иное дело, какой будет результат, какой он большой вклад внесет в него, если поможет или сам сделает. Если он поймёт, как важно его участие в этой работе, то и уговаривать его не надо, он сам с удовольствием вам поможет.

         Если мы будем общаться с детьми, соблюдая эти законы, то конфликтов не будет, и скорее всего, в голову к нашим детям придут разумные мысли, и они будут поступать правильно, и беды, проблемы не будет. И тогда наша «худая жизнь» превратится в хорошую.

Литература

  1. «Большая книга афоризмов». По русским и иностранным источником составил Константин Душенко. Издание восьмое, исправленное.
  2. Информационный лист «Осознание человеком своего несовершенства от 14.03.02г.».
  3. Информационный лист «Законы» от 19.07.08г.
  4. Пословицы русского народа. В.Н.Даль. Москва «ННН», «ЭКСМО» 2002г.

С.Н. Ефремова

 

____________________________________

По материалам сборника "Всю жизнь на цепи " Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2010. - 83с.

© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2010.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2017.


FaLang translation system by Faboba