Преодолеваем неуверенностьБольшой помехой в развитии человека является неуверенность. Многие и не пробуют научится лепке или гончарству из-за неуверенности в себе. Кроме того, многие жизненные задачи не решаются у человека только потому что он не пробовал их решить из-за своей неуверенности.

Чтобы научится преодолевать неуверенность нужно вначале понять - что такое неуверенность и почему ее проявляет человек.

Можно сказать, что неуверенность - это недостаточная вера в возможность осуществить желаемое (необходимое, разумное).

Как неуверенность проявляется творчестве:

  • Сомнение человека в правильности полученного результата, несмотря на то, что сделал все по технологии, инструкции, заданному алгоритму, из-за мнения, что где-то все равно ошибся.
  • Выскивание своих недостатков из-за которых не получается сделать запланированное. Человек думает, что из-за недостатков в его характере намного больше, чем положительных качеств (заниженная самооценка). Например, человек не начинает учится гончарству или керамике, думая что он на это не способен.
  • Сомнение, что можно исправить работу.
  • Неуверенность в связи с нарушением привычного ритма  жизни, окружающих условий (переезд, вступление в брак, смена работы, ремонт в квартире и т.д.). Например, столько работы не смогу работать над собой, найти время на свое развитие. Не хватит время на творчество с новой работой, с появлением детей.

Но неуверенность в творчестве это последствия опыта неуверенности в нашей повседневной жизни. Чтобы  уверенность стала крепкой, необходимо рассматривать и другие сферы жизни.

Как неуверенность проявляется в жизни:

  • Неверие в возможность восстановления испорченных отношений - например, в случае распрей с родственниками или ссоры с близкими, друзьями: "Теперь мы враги навсегда, уже ничего не исправить".
  • Сомнение в том, что при короткой встрече можно наладить контакт с людьми из-за мнения, что для того, чтобы взаимодействовать, надо много общаться.
  • Родители сомненваются в самостоятельности своего ребенка (считают его еще маленьким и обращаются с ним "не по возрасту", как с более младшим): "Да он еще ребенок, сам не способен!" Например, мама не уверена, что ребенок 3 лет может сам хорошо поесть, и кормит его с ложки. Или родители не уверены, что их сын старшеклассник может нормально выбрать себе профессию.

Как возникает неуверенность в творчестве:

  • В основе неуверенности лежит ошибочное мнение: "Нет смысла учится гончарству, лепке,  стремится к гармоничному развитию, работе над собой, все равно ничего не получится - так как это слишком трудно, лучше уж ничего не делать".  Лень и нежелание "встать и пойти" - то есть, начать преодолевать эти препятствия как раз и приводит к неуверенности.
  • Завидуя успехам других учеников студии, человек сравнивает результаты их и своей работы и приходит к выводу, что он не способен достичь чего-либо в гончарстве и керамике.
  • В творчестве появлению неуверенности способствует самолюбие. Человек считает озабочен тем, что про него подумают другие в случае неудачи, он боится учится лепить или гончарить: "Лучше уже ничего не пробовать, чем сделать плохо и опозориться".
  • Одним из источников неуверенности является отсутствие четких задач и целей занятия керамикой (т.е. неопределенность что и зачем будем делать).

Как возникает неуверенность в других сферах жизни:

  • Неуверенность может появляться из-за мнительности. Если однажды не одобрили какие-либо действия человека, поступили с ним не честно, он начинает сомневаться в том, что достоин уважительного отношения.
  • Промедление также приводит к сомнению. Затягивая исполнение решений, человек оставляет для выполнения дела нереально малые сроки, за которые не получается качественно выполнить работу. Получая закономерный негативный результат, он еще больше теряет убежденность в том, что может что-либо хорошо сделать.
  • Неверие в способности других появляется из-за того, что человек считает себя лучше, умнее, опытнее. Подобные вещи проявляют родители, когда сомневаются в способностях своих детей и мешают им развиваться самостоятельно. Например, мама ребенка считает, что только она знает, что хорошо для ее ребенка, а сам он не решит что ему лучше. Также часто это бывает у близких в семье, когда им кажется что они уже достаточно хорошо друг друга знают, а значит, могут за другого решить, что ему нужно. Поэтому они сомневаются в способности другого сделать самостоятельный выбор.

Какой вред от неуверенности:

В творчестве:

  • Отказываясь от  новых идей и новых сфер развития и творчества из-за неуверенности, человек отказывается от того, что в корне бы изменило его жизнь к лучшему.
  • Неуверенный в правильности своего стиля лепки человек старается больше придерживаться мнения авторитетных для него людей. Постепенно он меняет свой стиль в угоду им, и индивидуальность в работах теряется. Вместо получения новых работ получаются копии ранее созданных.

В жизни вообще:

  • Будучи неуверенным в себе, человек не пытается каким-либо образом улучшить свою жизнь, считая, что все равно ничего не выйдет. Он живет, "плывя по течению", становится пассивным, не умеет решать вопросы и проблемы, привыкает быть зависимым от обстоятельств, от других людей.
  • Человек, сомневающийся в том, что можно излечить болезнь, поправиться, не прилагает усилия для выздоровления. При этом не меняет образ жизни: продолжает курить, создавать себе стрессовые ситуации, отказываться от лечения, от занятий физическим трудом. Тем самым усиливает развитие болезни.
  • Сомнение в положительном исходе дела заставляет человека оттягивать начало процесса. Начиная в последний момент, он созлает себе авралы, а следоватешльно стрессы и болезни. Например, готовясь делать ремонт в квартире за короткий отпуск, человек долго собирается, пытаясь понять: а стоит ли начинать, а успею ли? В итоге начинает, когда остается мало времени. Приходится делать очень быстро, кое-где некачественно, или остабтся ремонтные работы после отпуска. Таким образом, человек создает себе дополнительные неудобства, переживания, ссоры с близкими, от чего становится еще более неуверенным.

Мотивы и альтернатива

Мотив: "Если наверняка сделать не смогу, то и начинать не стоит". Алтернатива: "В таких случаях важно сделать то, что можешь. Определить реальные сроки, приложить усилия и искать дальнейшие шаги". "Под лежачий камень вода не течет".

Мотив: "У меня нет таких способностей, чтобы это сделать". "У меня не получится". Альтернатива: "Даже без способностей можно горы свернуть, если быть убежденным в необходимости и разумности дела. Эта убежденность помогает зажечь и организовать других людей, научиться новому, отогнатьт от себ леньи боязнь, искать различные пути достижения цели".

Мотив: "Нет смысла куда-то обращатся, все равно не помогут". Альтернатива: "Пока никто не знает о Вашей проблеме, то и помочь некому. Есть разница в том, как обращаться за помощью. Можно только жаловаться и искать сочцствия, а можно обратится с конкретной просьбой к людям, обладающим нужной информацией".

Мотив: "Если мне не кого опереться, то сам я не справлюсь". Альтернатива: "Для выполнения необходимого дела можно посоветоваться с разеыми людьми, у котрых есть опыт выполнения данного дела. Это придает уверенности".

Мотив: "Мне уже вряд ли что-то поможет". Альтернатива: "Помогает не что-то мистическое, а исправляют ситуацию конкретные действия. Для решения проблемы важно понять ее суть, изучить процесс возникновения для планирования шагов "квыходу" из нее, воспользовавшисьположительным опытом других людей в решении подобных вопросов. Все дается по силам. Если с человеком что-то слчилось, значит он может это преодолеть".

Как избавится от неуверенности?

Преодоление неуверенности и профилактика

  • "Человек лишь там добивается, где он верит в свои силы" (Л.Фейербах).
  • Вспомнить ситуации, которые казались когда-то неразрешимыми, а все-таки разрешились положительно
  • При творческом подходе можно найти и силы и время. Силы появятся, если обратиться за помощью, а время высвободится, если четче определиться со своими задачами или пересмотреть сроки выполнения задуманного.
  • Старайтесь замечать положительные промежуточные результаты в процессе выполения любого дела. Это придает уверенность в его завершении.
  • Не останавливайтесь на достигнутом, считая, что уже ничего не нужно предпринимать. Если постараетесь улучшить результат, то получите удовлетворение от своих дел.

Другая крайность: самонадеянность, самоуверенность

Положительные качества: уверенность, убежденность.

Положительное качество, принимаемое за неуверенность: неторопливость в принятии решений.

Для устранения опыта неуверенности необходимо выполнение всех этапов работы над собой.

_________________________________________________________________

© Т.А. Крамаренко и др., 2013.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЭТИКА. ПЕДАГОГИКА. КЕРАМИКА", 2016.

Первая причина отсутствия развития человека это лень. Обучению лепке и гончарству также в первую очередь мешает лень. От того насколько человек научится контролировать лень зависят его успехи в творчестве (да и вообще во сферах жизни).

Чтобы научится контролировать лень нужно вначале понять - что такое лень.

Можно сказать, что лень - это нежелание прилагать усилия, действовать, трудиться, думать, склонность к безделью.

Как лень проявляется творчестве:

  • Поиск аргументов для отказа от занятий, от приложения дополнительных усилий по выполнению изделия.
  • Нежелание улучшить работу там где это необходимо.
  • Нежелание узнать как сделать изделие лучше.
  • Нежелание учится, искать новую информацию, анализировать и применятьнужное в творчестве.

Но лень в творчестве это последствия опыта лени в нашей повседневной жизни. Чтобы  работа над ленью была эффективной, необходимо рассматривать и другие сферы жизни.

Как лень проявляется лень в жизни:

  • Неисполнение текущих дел, мотивируя это тем, что они не интересны.
  • Ограничение себя в посильной помощи, считая, что труд дает перегрузку организму (человек придя с работы, не приступает к домашним делам, не уделяет внимание детям, т.к. считает, что он достаточно наработался, устал, а домашние дела вызовут перегрузку).
  • Отказ от посильных дел, чтобы не лишать себя комфорта.
  • Нежелание что-либо улучшать (в быту, в жизни, на работе, в характере и т.п.).
  • Планирование отдыха где не будет ни физической, ни умственной работы (праздность).

Как возникает лень в творчестве.

  • Основным мотивом лени является ошибочное мнение: "Чтобы жизнь была не в тягость, а в радость, нужно меньше утруждать себя, а больше отдыхать".
  • В творчестве появлению лени способствует самодовольство. Человек считает что достиг уже достаточно и можно на этом остановится и отлынивает от возможности что-либо улучшить.
  • Также причиной лени может быть азартность. Увлеченность работой приводит к быстрой утомляемости и к потере интереса к делу ("Я весь выложился, сил больше нет, не хочу больше ничего делать!"). Из-за этого у человека пропадает желание прилагать усилия и в других делах, полагая, что это дело вскоре станет не интересным и отнимет много сил.

Как возникает лень в других сферах жизни:

  • К лени в жизни может приводить таже корысть. Личная выгода формирует желание и интерес к выполнению определенных дел, работы. Если нет "заинтересованности", то человек может и не приступить к выполнению таких дел, считая их выполнение бесполезной тратой сил и времени (А что я за это получу?).
  • Не разбираясь в причинах своего нежелания думать, трудится и в причинах потери интереса к делам, оправдывая свое безделье, человек приобретает привычку лениться, которая в последующем становится нормой жизни.

Какой вред от лени:

В творчестве:

  • Не желая улучшать свою работу, свое мастерсто в творчестве человек довольствуется тем, что есть и лишает себя радости  развития. В итоге у человека складывается впечатление, что его попытка творческого развития не удалась.
  • Поленившись выполнить все необходимые операции по изготовлению керамического изделия, человек получил некачественное изделие, которое растрескалось впоследствии.

В жизни вообще:

  • Последствия ленивого образа жизни человека отражаются не его внешночти: избыточный вес, атрофия мышц, сонливость, слабость, утомляемость, неопрятный внешний вид.
  • Нежелание прилагать усилия в решении текущих жизненных задач приводит к их накоплению, а впоследтвии - к проблемам, которые воспрнинимаются человеком как неопредолимые препятствия. Такая безысходность приводит к депрессии и отчаянию

Мотивы и альтернатива

Мотив: "Если нет желания, то лучше и не приступать к этому делу". Алтернатива: "Разумнее не ждать появления желания, а формировать его, прриступив к делу. Своевременность выполнения дел также важна и дорога.

Мотив: "Труд - это тягость". Альтернатива: "Любой труд будет в радость, если замечать пользу от сделанной работы".

Мотив: "Если трудно или сложно, то лучше и не приступать к этому делу". Альтернатива: "Не приступая к делу, не приобретешь ни навыков, ни способностей".

Мотив: "Когда думаю, делаю, то лишаю себя комфорта. Поэтому себя утруждать ничем не хочу ". Альтернатива: "Человек лишает себя разумной деятельности, довольствуясь временным комфортом. Это ведет к ослаблению мышц и преждевременному старческому слабоумию. Да и такой "комфорт" вскоре будет не в радость, а тягость, так как от бессилия человек не сможет что-либо сделать, даже если захочет".

Мотив: "Ничегонеделание - это настоящий отдых". Альтернатива: "Настоящий отдых - это смена деятельности, например, переключение с физического труда на умственный и наоборот. Либо временно можно переключится с выполнения трудоемкой работы на легко выполнимые дела".

Как избавится от лени?

Преодоление лени и профилактика

  • Оценить свое внутреннее состояние. Подумать, из-за чего испортилось настроение (ошибки, ошибочные мнения). Постараться найти способы переключиться, отвлечься (заняться любимым делом), пойти в гости, на прогулку, за покупками. Можно найти ключевые фразы, которые помогут выйти из негативного состояния. Например, из отчаяния - "нет безвыходных ситуаций"; из неловольства - "и это пройдет", из страха - "не все так страшно как кажется".
  • Поразмыслите о том, интересно ли мне это дело, работа, задание, поручение, которое необходимо сделать. Если нет, то почему? Как можно сформировать у себя интерес? Чтобы появился интерес и желание выполнять полезные дела, есть такой способ: приступить к делу и в процессе его выполнения анализировать причины, препятствующие видению смысла этого дела и раскрытию интереса к нему.
  • Делая выбор между "неохота" и "есть желание, мы формируем будущие ситуации своей жизни. Каждый раз, выбирая полезную деятельность, мы приобретаем положительный опыт, умения, навыки, способности.
  • Старайтесь замечать положительные промежуточные результаты в процессе выполения любого дела. Это придает уверенность в его завершении.
  • Не останавливайтесь на достигнутом, считая, что уже ничего не нужно предпринимать. Если постараетесь улучшить результат, то получите удовлетворение от своих дел.

Другая крайность: Азартность

Положительные качества: трудолюбие, работоспособность.

Положительное качество, принимаемое за лень: сообразительность (как оптимизировать труд), неторопливость в делах.

Для устранения опыта лени необходимо выполнение всех этапов работы над собой.

_________________________________________________________________

© Т.А. Крамаренко и др., 2013.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЭТИКА. ПЕДАГОГИКА. КЕРАМИКА", 2016.

 

 

FaLang translation system by Faboba