бесконечностьПо словарю Ожегова С.И., «бесконечность — это явление, не имеющее конца, предела, не прекращающееся».

Бесконечность можно рассматривать как движение и изменчивость. Существует мнение: «Перемены несут опасность, нарушают привычный ход событий, всё может измениться к худшему».

Например, в русских народных сказках героям часто предстоит пройти испытания с условным названием «вода, огонь и медные трубы».

-    Огонь — это страсти, в которых сгорает человек, либо проблемы, болезни.

-    Медные трубы — испытание властью, богатством, славой.

-    Вода — тихая заводь, спокойное, размеренное движение по течению без усилий. Кажется, что всё вокруг знакомо, привычно, надёжно, ничего не предвещает неожиданностей, неприятностей. Нет смысла зря тратить силы, прилагать усилия, «всё и так хорошо». В результате человек теряет бдительность, внимательность, наблюдательность, не замечает сути происходящего, перемен, происходящих в жизни, теряет способность видеть новые задачи и пути их решения. Неудивительно, что для человека, живущего таким образом, водопады, пороги, перекаты возникают неожиданно. И тогда на страхе, мнительности, отчаянии могут сформироваться программы:Лемниската Бернулли — алгебраическая кривая, похожая на символ бесконечности, впервые описана в 1694 году, спустя почти полвека появления символа «∞» у Валлиса

-   «Теперь плохо будет везде»

-   «Будет только хуже»

-   «Уже исправить ничего нельзя»

-   «Проблема неразрешима» и т.д.

И тогда кажется, что проблемы длятся бесконечно.

Есть еще одно понимание бесконечности — стабильность.

Иногда её понимают как самодостаточность: «Сейчас все хорошо, и так будет всегда».    Самодостаточность сопровождается самодовольством, при котором теряется бдительность, внимательность, идет пропуск ошибок, и человек встает перед проблемой опять, причем незаметно для себя.

Другое понимание стабильности - это постоянство последовательных действий, которые в процессе дел корректируются. Поэтому можно сказать, что стабильность — это уверенность в завтрашнем дне, это защита от неожиданностей.

Можно сделать вывод, что ничего не стоит на месте, все подвержено изменению. А результаты изменения «к худшему» или «к лучшему» зависят от решений и действий самого человека.

В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: один из них обозначает разрушение, упадок, деградацию, а другой обозначает созидание, восстановление, развитие.

С древних времен было замечено, что если человек в критической, сложной ситуации не отчаивается и не опускает руки, а ищет пути выхода, варианты решения задач, то ситуация обязательно перейдет в новое состояние – положительное.

К сожалению, положительный опыт, сформированный в какой-либо одной области, не всегда используется в других жизненных сферах. Например, на своем рабочем месте человек выполняет свои обязанности четко и вовремя. Но к концу месяца он попадает в ситуацию аврала. Начальник обязывает всех задержаться для выполнения той работы, которую не успели сделать. Люди, которые делали все вовремя, начинают возмущаться, возникает конфликт. В подобных ситуациях разумней видеть свои собственные недостатки, так легче изменить ситуацию к лучшему. Те, кто имеет положительный опыт постоянства в работе, в данной ситуации не учли свой положительный опыт с друзьями и своими близкими. Во избежание конфликтов, они предупреждают или договариваются о времени, более детально уточняется выполнение совместных дел. Это приводит к согласованности с учетом возможностей каждого. Этот положительный опыт нужно использовать и в других областях.

Рассмотрим фактор «состояния человека». Состояние – это характерное для человека поведение и его реакция на окружающие события (так поступать для него – норма). Поэтому выявить свои недостатки, находясь в каком-то отрицательном состоянии, человеку трудно. Для него так привычно поступать, удобно, и это «обсуждению не подлежит».

Если состояние положительное, то человек способен рассуждать разумно, то есть воспринимать информацию объективно, различать (+) и (-).

Например: спокойствие, миротворчество, дружелюбие... Это помогает ему во взаимодействии с окружающими.

Если человек находится в негативном состоянии, его разум блокируется чувствами, и через впечатлительность происходит искажение, ведущее к иллюзорности. Теряется различение смысла жизни, а отсюда и объективности. Это приводит к деградации, бессмысленности, разрушению себя и окружающих.

Все события человек воспринимает органами чувств, которые разум корректирует.

(+) (-)
разум чувства
совесть помыслы
интуиция соблазны

Жизнь – это бесконечный процесс смены состояний.

Закон бесконечности гласит: «Все, что существует, со временем переходит в новое состояние».

Действие закона перехода подтверждает: накопление (+) действий ведет к навыку, а (-) – к зависимости. И так, осваивая новые дела, ставя задачи и решая их, человек последовательно переходит в более совершенное состояние. И наоборот, не освобождаясь от привычных, вредящих ему дел или поступков, он постепенно приходит к деградации. Положительный выход – это понимание сути происходящего, постановка актуальных задач и их решение. И в этом заключается жизнь.

Развитие возможности работы над собой.

Полезно видеть (-) состояние и сначала отказаться от него.

В этом помогут 5 этапов:

  • Умение видеть свое состояние
  • Умение видеть последствия (-) состояния. Поиск причин (-) состояния
  • Умение находить выход из (-) состояния. Умение найти закон, который не учитываешь.
  • Осознание, сожаление о выборе.
  • Контроль состояния. Внимательное отношение к своему состоянию.

Отрицательное состояние мешает реализации каждого из 5 пунктов работы над собой, искажает различение. Основываясь на необъективности и иллюзорности, человек совершает новые ошибки.

Например: ряд ошибок привел к состоянию обидчивости, но вместо понимания вреда и поиска выхода можно выбрать самооправдание, осуждение и т.д.

Проявление закона бесконечности помогает увидеть, что, живя сегодня, можно определить свою форму существования в будущей жизни.

Snap 2015.07.31 09.47

Модель поведения наглядно показывает, какой человек делает выбор своих состояний, и какие будут последствия (-) состояний в его жизни.

Это формирует уверенность, доверие, убежденность, укрепляет веру в то, что спасение возможно, и переход в другую форму будет зависеть от того, в каком состоянии я сейчас нахожусь. Все закономерно.

 

По материалам сборника "РАЗУМНЫЙ ВЫБОР". Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А. и др. - Новосибирск: Издательство НПФ "Бэсттек-Авиа", 2008. - 52с.

© Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А., 2008.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2015.

 

Рассмотрим, что такое разумный выбор. выбор

Разумный выбор - это принятие решения, которое при выполнении никому не принесет вреда.

Чтобы увидеть, что влияет на разумный выбор человека, рассмотрим рисунок №1. Поясним, какие взаимосвязи отражены на рисунке

- внутренний мир (совокупность интеллектуальных и личностных свойств человека, которые проявляются при решении различных жизненных задач, при постановке и достижении жизненных целей, а также, какие средства при этом используются);

На схеме показано, что определяет внутренний мир.

1. Опыт личности (положительный и отрицательный). Положительный — это качества такие как умения, навыки и способности. Отрицательный — это пороки, такие как ошибки, привычки, пристрастия;

2. Опыт интеллекта (ум) — это знания или ошибочные мнения (заблуждения).

миры развития        

- идея (главный мотив) — выраженное словами побуждение к конкретным действиям.

- интерес - это концентрация внимания на чем-либо (отправная точка, с которой начинается сбор информации либо дезинформации);

- выбор — принятие решения из нескольких найденных вариантов;

- поступки (действия);

- развитие (постоянное улучшение, которое приводит к более совершенному результату), или деградация.

        

         Внутренний мир может быть направлен на развитие или на деградацию. Условимся первый определять как мир РАЗВИТИЯ, а второй как мир чувств (мир удовольствий, мир материальной зацикленности, мир конфликтов, мир хобби, мир страха, мир иллюзии и др.). Интерес зависит от того, в каком мире мы находимся. Например, человека, находящегося в мире конфликтов, влечет к разборкам, ссорам, и т.д. Для чего он это делает? Чтобы отомстить, отстоять, защититься, доказать. Это и есть главный мотив выбора.

         Известен афоризм Ландау: «Человечество движется по касательной к той кривой, которая определяет его жизнь».

         Внутренний мир человека определяет образ его жизни (поступки, дела, намерения). В зависимости от этого, можно видеть, к чему человек идет. Главный мотив внутреннего мира дает направленность действий, выбора человека, из чего формируется его жизнь. Касательная - это то направление, по которому движется человек. При выборе действий важно иметь представление о последствиях данного решения, и можно предвидеть полезность или неразумность планов.

         Человеком может двигать прихоть, разного рода соблазны - «хочу, и все», «хочу, и меня не переубедишь». Осознав вред от подобных желаний, можно изменить выбор и действия.

         Важно помнить, что сейчас, сделав выбор, мы формируем будущие ситуации своей жизни. Если в данный момент делается выбор, приносящий положительные плоды, то идет приобретение положительного опыта, умений, навыков, способностей. Противоположный выбор приводит к деградации и разрушению человека.

         Например, есть выполнение дел на основе НАДО, ОБЯЗАН, а есть выполнение дел на основе ПОНИМАНИЯ. Почему, зачем я должен там быть? Почему мне приходится это делать? Почему это разумно делать мне? Важно увидеть разницу, на чем основан интерес участия в каком либо деле. Обременение делами ведет к усталости, нервозности, утрате понимания сути дела, а видение полезности дела укрепляет человека, делает его уверенным, выносливым. Открывается вторая сторона — ощущение, что ты в коллективе, где есть понимание и поддержка. Появляется радость от того, что мы вместе делаем общее дело.

Влияние внутреннего мира на разумный выбор

Рассмотрим:

  1. мир материального благополучия
  2. мир развития

                Человек может очень быстро переходить из одного мира в другой. Например, быть в мире развития, руководствоваться Разумом (способностью логически и творчески мыслить, что помогает принять решение на основе положительного опыта). И тут же, при смене каких-то незначительных внешних факторов, может быстро перейти в чувственный мир.

                Рассмотрим мир материального благополучия. Что влияет на то, что человек может быть в этом мире? Из рис. № 1 видно, что влияют ошибочные мнения и опыт.

Мир материального благополучия

 

         Рассмотрим общие характерные мнения, которые оказывают влияние на переход человека в материальный мир:

«Раз я живу в этом материальном мире, то все материальное имеет большое значение».

              Потому что:

«без этого не обойтись»,

«все построено на этом»,

«без денег не прожить»,

«раз я живу в этом материальном мире, то от этого никуда не деться»,

«главная задача человека – это материальное обеспечение себя, семьи».

         Эти мнения могут в ряде случаев быть незаметными. Но в момент выбора они могут повлиять на него и исказить действия: заставить человека руководствоваться только личной выгодой при выборе дел.

          Например, у каждого человека есть какая-то своя материальная область, которой он придает большое значение. При этом сам человек обычно не осознаёт, что она в реальности не так важна, как ему кажется. Такой областью может быть огород, ремонт квартиры, машина, работа и так далее. Ошибка - в преувеличении значения этой области. Например, человек увидел, что компьютер помогает в нашей жизни во многих делах, и незаметно для себя начинает использовать его для пустого времяпровождения: игры, поиск ненужной информации. Формируется увлеченность, и тогда компьютер уже представляется человеку главной областью жизни. Лишившись компьютера, человек будет пытаться любой ценой восстановить его.

          Если предложить каждому из нас написать необходимый ему материальный минимум, то, сверив полученные цифры, мы увидим, что представления о достатке будут разные. А лично для каждого это будет «разумный» минимум (в его понимании).

          Наши представления откладываются у нас в голове. То есть, какое мнение мы туда закладываем, какая цель определяет наше мнение - то в жизни мы и получаем. Если руководствоваться мнением, что денег всегда не хватает, то их никогда не хватит (если не определить действительно разумный минимум).

          Если мы оглянемся назад, то увидим, что все наши мечты и планы сбываются.

          Но некоторые сбываются с корректировкой, хорошо - если с положительной, а некоторые буквально, т.е. что хотели, то и получили. Поэтому нужно быть внимательным к тому, что ты хочешь. Рассматривать цель, задавая вопросы: для чего я это делаю, зачем мне это нужно, во что это выльется. Обратить внимание, нет ли здесь прихоти или корысти. А могут быть и другие факторы. По закону подобия, подобное притягивает подобное. Иными словами: что я хочу, то и получаю.

          Помогает корректировке правильно найденная цель данного действия. Если цель и смысл жизни совпадают, то и результат будет положительным (смысл жизни — это становиться более совершенным, приобретая определенные качества).

         

          Есть ошибочные мнения, незаметные для человека, которые мешают сделать правильный выбор. Вот некоторые из них:

ü    «то, что я делаю, касается только меня»

ü    «это мое желание, и оно никому не вредит»,

ü    «это мое личное дело, я делаю это для себя».

Руководствуясь такими мнениями, человек не видит того, что жить изолированно от других людей нельзя, так как его решения, поступки проявляются в действиях, которые приносят вред находящимся с ним людям.

Рассмотрим другие ошибочные мнения, которые приводят к чрезмерной увлеченности материальной стороной жизни:

  • «опасно нарушать законы материального мира, потому что будешь «белой вороной» - не таким, как все»,
  • «родственники не поймут»,
  • «в этом мире нужно быть, как все».

              Стоит ли выделяться из общей массы, быть «белой вороной»?

              Люди размышляющие, ищущие смысл жизни, понимают, что возможно даже в этой жизни жить по-другому. Если стараться жить как все, то не получишь того огонька, который нужен людям, чтобы показать, что возможно жить иначе, не по волчьим законам. А именно - бескорыстно.

              В учебнике этики написано: общество всегда делилось на три части.

              Одна часть - люди, которые различают, что такое хорошо и что такое плохо, и осознанно могут этого не делать — независимо от того, есть законы или нет.

              Вторая часть, большая – ей нужны законы, чтобы, различая, не было соблазна сделать плохое.

И есть третья часть, которая, если не будет законов, будет делать только вред — потому что её останавливает только страх наказания.

              Получается, что все разные, а значит, всегда были белые и черные вороны.

Не быть белой вороной - это значит, быть уверенным в том, что если ты поступаешь разумно, это норма. Если я уверен в этом, на меня не будут смотреть, как на белую ворону, а наоборот, заинтересуются и спросят, почему я так живу. Тогда можно раскрыть себе и другим, почему считаешь разумное поведение нормой. Так, однажды в институтегруппа студентов решила уйти с лекции. Но одна студентка отказалась и осталась, хотя все её уговаривали сбежать. Она спросила у всех: «А зачем мы тогда сюда шли?». И с ней остались еще два человека, потому что передумали.

Если стремиться «быть как все», то можно совершить любое преступление, даже убийство. Известно много случаев, когда группы подростков совершают преступления. Потому что стремление «быть как все» оказывается сильнее, и становится уже не важно, куда и зачем они идут. Такими людьми легко манипулировать.       

             

Материальное благополучие - это временное явление.

Когда чего-то не достает, то смотришь на других, и хочется иметь это. Можно поставить себе цель в жизни: приобрести то, чего хочешь. Она будет незаметна для многих, но она есть, и человек рано или поздно может её достичь.

Но почему часто, когда достиг удовлетворительного материального состояния, потом оказывается, что внутри пустота?

Достаточно зарабатываешь, хорошая дача, квартира и т.д. Но ты не обратил внимания, в каком состоянии ты находился, когда достигал этого. Что у тебя творилось в душе? Главное было — приобрести, обеспечить себя и семью, а каким путём — неважно. В этот период меньше всего воспринимаются подсказки совести, потому что цель была поставлена такая, что совесть не позволила бы её достичь: не воруй, не давай взятку, не обманывай — а как тогда заработаешь денег столько, сколько хочется (а хочется много...)?

Достижение материального разрушает душу человека и приводит к пустоте. Поэтому достигаешь, а потом думаешь: зачем все это? Кто пережил это, тот может сказать: материальное - не главное.

В Норвегии самый большой доход на душу населения. Но эта же страна стоит на первом месте по случаям суицида. Людям жить не для чего: всё есть, затем - самодовольство, дальше - потеря смысла жизни и пустота.

Люди, которые попали в какую-либо беду, сожалеют, что раньше ставили себе целью достижение материального и вовремя не сделали правильный выбор. Потому что этих бед могло не быть.

              Однако, человек не должен насильно отказываться от того, чего бы он хотел. Пока он не достигнет понимания этого, он никогда не откажется, а будет ругать себя, бичевать, оправдывать, почему он не достиг этой мечты.

              Одна семья приобрела дачу. Какое-то время все работали вместе. Но потом дети отказались помогать. Один зять сказал, что будет помогать через три года, когда выучится. А кто-то должен был работать. В таких случаях происходит выбор: или ты будешь ждать, когда пройдут эти три года, и кто-то поможет тебе, или подумаешь: «А кому это надо? Кому дача нужна? Тебе это надо сейчас?»

              В такие моменты человек находит свой приоритет. Он сейчас изменяет свое решение и корректирует свою дальнейшую жизнь, тогда нет обременения. Нет оправданий: «вот дети подрастут», или «сейчас дочь мало получает, денег не хватает. Я должна помогать», «некуда деть детей, нужно водиться»… Для этого существует рассуждение, рассмотрение, понимание смысла жизни.

              С чем я сопоставляю свое решение, выбор? С дочерью, ее трудностями или со смыслом жизни? Ведь разумное решение никому не навредит. А если выбрано неразумное решение, оно будет разрушать что дочь, что меня. Но это не значит, что все сразу примут мое разумное решение. К людям это понимание приходит постепенно. Когда они видят, что ты тверд в этом, что ты следуешь этому, тогда и у них происходят изменения.

              Данные мотивы разбираются для того, чтобы каждый задумался: что мной руководит? Какой я делаю выбор?

             

              Очень часто встает вопрос: материальное - это плохо, или это хорошо? Плохо или нет, если человек большую зарплату получает?

              Не на то ставится акцент. Не «плохо» или «хорошо».

              «Плохо», то есть разрушительно, когда жизненная установка — достижение материального. На что направлен моя жизнь? На материальное обеспечение, или есть цель нравственная? Если я живу для развития, это не значит, что я отказываюсь от материального.

              Могут быть крайности: человек зациклен как на материальном благополучии (тогда он все силы тратит на зарабатывание денег и приобретение нужных вещей: «Сначала я выправлю свое материальное положение, а потом буду заниматься нравственностью»), так и на нравственном развитии (фанатизм, когда человек говорит: «Я останусь бедным, и буду заниматься только нравственной стороной»). Эта чрезмерность лишает его развития других сторон его личности. Когда нет чрезмерности, идет пересмотр, рассуждение, рассмотрение, что ты делаешь и зачем, тогда все выравнивается, и ты не беден. Человек, для которого развитие на первом месте, а материальное — не самоцель, а средство, не может быть беден, потому что он находится в поиске и различении, и это помогает ему определять, что для него действительно нужно, а что — лишнее. И поэтому его внутренние желания не расходится с реальными возможностями.              

  

Мир развития

              Что это такое?

              Это то состояние, когда мы в Разуме, способны различать, размышлять, найти разумный выход.

              Рассмотрим развитие с точки зрения действий.

              Есть действия, которые носят для каждого в разный период отрицательный характер: вред, разрушение. Когда человек осознает, что совершает ошибку, и решает поступать по-другому, то начинается процесс изменения его к лучшему. У каждого период рассмотрения своей ошибки разный, поэтому говорится, что у каждого разный уровень различения хорошего и плохого.

              Большинство, работая над собой, увидели появившийся положительный навык что-то делать, предпринимать, относиться без эмоций к событиям. У них появилась возможность без отрицательного действия поступать правильно. Это действие носит созидающий характер, где нет отрицательного - вреда. Значит, уже в этом мире мы можем прийти к пониманию созидания. Это и есть Мир развития. В нём мы можем находиться и дома, и на работе, и в кругу друзей — везде. Учитываются не сами сферы деятельности, а наши действия в разных сферах.

 

По материалам сборника "РАЗУМНЫЙ ВЫБОР". Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А. и др. - Новосибирск: Издательство НПФ "Бэсттек-Авиа", 2008. - 52с.

© Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А., 2008.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2013.

 

       Работа над собой  Что такое работа над собой?

         Рассмотрим выражение «работа над собой».

        Слово «работа» предполагает приобретение такой черты характера как трудолюбие, а вместе с ней и других положительных качеств. Работа над собой (далее РНС) - это работа по пересмотру и изменению своих взглядов, мнений, изменение себя самого.

При РНС возможно изменение способов решения вопросов.

РНС - это процесс, в результате которого происходят изменения, предполагающие поиск вариантов решений, дел.

Работа по профессии и должности, за которую мы получаем деньги, ограничена определенными временными рамками, например с 8 до 18 час. А какими временными рамками ограничена РНС?

Некоторые относятся к работе как к рабству. Поэтому им приходится заставлять себя выполнять этот рабский труд. При РНС как и любой работе важно понять ее полезность и необходимость.

Был проведен мини соц. опрос, где был задан один вопрос: для чего РНС? Основное место заняли ответы:

  • чтобы не страдать,
  • чтобы не болеть,
  • чтобы близкие ко мне относились лучше.

Если РНС - для раскрытия понимания смысла жизни, то можно сказать, что сам процесс работы над собой - это вся наша жизнь, все наши устремления к тому, что бы в этой жизни разобраться. А для этого нужно понять себя, свое отношение к тому, что происходит, к самому себе, к окружающим. Получается, что работа над собой - это образ жизни человека, не противоречащий смыслу жизни: научиться различать положительное и отрицательное в своей жизни, чтобы степень приносимого нами зла уменьшалась.

Работа над собой - это постоянный процесс, ведущий к изменению своей жизни к лучшему, для того, чтобы обретать те положительные навыки, которые будут помогать находить более рациональные решения разных вопросов.

         Бывает так, что люди говорят:

         «Я устал работать над собой»,

         «Мне тяжело работать над собой»,

         «Я устаю от постоянного анализа»,

         «Хочу жить, не думая»,

         «Мне тяжело менять себя»,

         «Буду делать так, как мне привычно».

         В результате человек еще больше утопает в своих проблемах. В жизни бывает все.

         Когда мы говорим, что «Я хочу отдохнуть, устал разбираться в сложных ситуациях», то не отдаем себе отчета, что эти ситуации – это часть нашей жизни, которые создаются по нашему представлению и нашему выбору. Получается, что мы хотим только положительных ситуаций. Такая иллюзия выводит нас из равновесия. Важно понять, что сложные ситуации – это часть нашей жизни, и нам предстоит разбираться в них, изменять что-то в себе и увидеть эти изменения.   Может ли жизнь складываться только из положительных моментов? Это возможно, если прилагать усилия в устранении отрицательных черт характера. Основная задача - формировать объективное отношение к различным ситуациям, людям. Потому что только выбор, основанный на объективном восприятии, может привести к положительным результатам. Меняем отношение, меняются наши действия, изменяется ситуация — это есть РНС.      Некоторые люди воспринимают работу над собой как «волшебную палочку» («я сейчас откажусь от каких-то ошибок, и все пойдет по-другому»), забывая, что работа над собой предполагает закрепление результата в действиях. Если нет конкретных действий, то эта работа формальна.

         Иногда человек от работы над собой ожидает какого-то глобального изменения ситуации, но, не получив этого СРАЗУ, отказывается от дальнейших действий. А чтобы ежедневная, кропотливая работа была в радость, важно увидеть в ней какой-то небольшой положительный результат.

         Мнение «Если я работаю над собой, то все должно получиться само собой», основано на вере в чудо и предполагает, что достаточно только поверить, а дальше все само собой получится, «чудо» произойдет.

         Таким образом, на основании вышеизложенных рассуждений, делаем вывод, что работа над собой – это труд, и то самое главное в нашей жизни, чему нужно научиться. Научиться так жить, чтобы каждый раз, когда делаешь выбор, возникали вопросы: «как поступить правильно?», «что мне мешает так поступить?», «в чем я ошибаюсь?», «какие нравственные законы я не соблюдаю?», «что нужно сделать для того, чтобы измениться к лучшему?». Из данного подхода к РНС складывается образ жизни человека.

        

         Зачем работа над собой нужна человеку?

         Для изменения черт характера, создающих трудности, и для обретения таких качеств, которые станут помощниками человеку в создании полноценной жизни без нанесения вреда кому-либо, чему-либо.

         Работа над собой — это и есть жизнь по нравственным законам. Закон – это взаимосвязь причины (мысли, слова, поступки человека) и следствия (к чему они приводят). Согласно закону соответствия «совершение положительного или отрицательного поступка приводит к подобному результату». Знание законов помогает быть нам предусмотрительными, а так же строить свою жизнь объективно, осмысленно, целенаправленно.

         Работа над собой нужна, чтобы каждый шаг в жизни был наполнен смыслом, чтобы поведение человека было искренним и не менялось в зависимости от того, где человек находится (дома, на работе, в гостях) или от того, с кем он общается (родственником, коллегой по работе).

         Работа над собой приносит радость, потому что ее результаты укрепляют в человеке веру в то, что он находится на правильном пути, надежду на то, что у человека, в какой бы сложной ситуации он не оказался, всегда есть возможность найти выход из нее.

        

         Что нужно знать, к чему стремиться, чтобы этот труд был осмысленным, и чтобы понимание его необходимости укреплялось в человеке?

          Нужно понимать смысл жизни и всегда помнить об этом, особенно в сложных ситуациях.

         Анализировать свое поведение и видеть, как и по каким причинам мы поступаем в противовес нравственным законам жизни.

         Нужно знать, что иногда происходит подмена смысла жизни личными задачами. В этом случае работа над собой носит корыстный характер.

         В течение жизни у людей меняются жизненные задачи, они разные. Но все мы, решая их, стремимся к одному - учиться видеть ошибки и их исправлять.

Как же тогда происходит эта подмена, почему человек этого не замечает?

Есть жизненные задачи, которым человек придает важное значение - например, выполнение семейных обязанностей. Это может стать самой главной задачей в жизни человека: где бы он не находился, он везде думает только об этом. Так происходит замена смысла жизни на решение задачи. А выполнение данной жизненной задачи человек представляет только своим способом (как живут другие в семье, сравнивает). И стремится созданное представление воплотить в реальность даже вопреки желаниям других людей.

Работа над собой расширяет применение этических знаний, положительного опыта в разных сферах. Это входит в задачу человека: раскрывая этические знания, помогать людям следовать нравственным законам.

Корысть в РНС проявляется в том, что человек стремится применять положительное для обеспечения себя в материальном мире.

Работа над собой – это процесс, длительность которого определяется периодом жизни. У каждого человека есть определенный период жизни, который он может регулировать. Как?

Мы можем увеличивать количество полезных дел за день, за год, тем самым мы удлиняем свою жизнь. Если человек не стремится к различению полезности и вреда от своих поступков или дел, то наступает накопление ошибок, которые могут прервать процесс его жизни. Планирование дел, их корректирование может помочь человеку вести полноценную жизнь.

У некоторых людей есть такое мнение, что «после работы нужен отдых (расслабиться, полежать на диване)», даже когда не устал. Речь идет о проведении досуга, свободного времени. Что такое свободное время? Как возникает у нас свободное время? Кто находит это свободное время?

Свободное время – это время, не занятое полезными делами?

(+) Свободное время – это незапланированное время, когда человек задает себе вопрос, чем сейчас заняться, и делает выбор в сторону полезного или бесполезного дела.

 

Как работать над собой?

Как человек находит способы работы над собой?

Когда человек неформально относится к работе над собой, он ведет поиск оптимального способа этой работы.

 

В чем сложность поиска?

Сложно, когда отсутствует стремление искать ответы на вопросы, желание оправдать свое бездействие. Ищется методика, готовый способ, который раньше кому-то помог, потому что так легче. Она может создаваться индивидуально самим человеком: при рассмотрении ситуации находятся ошибки, задаются вопросы, необходимые для решения данной проблемы. Отвечая на них, человек приходит к пониманию вариантов решения данного вопроса.

 

Почему нет интереса к поиску способа работы над собой?

- Забывается, что работа над собой - это процесс, а хочется получить результат сейчас и сразу;

- Стремление изменить не себя, а других тоже является одной из причин утраты интереса к РНС.

- Не хочется прилагать усилий. Лень.

- Когда в РНС человек не делает для себя открытий, пропадает радость поиска нового варианта своего поступка.

- Когда помощь оказывается однобоко: только словами, исключая собственное изменение и другие варианты помощи. «Долог путь через наставления, короток через пример». Видя наше поведение и то, что наши слова не расходятся с делом, другой человек приобретает доверие к нам, и тогда он сможет принять помощь и в виде слов.

- Когда на пути встречаются трудности, нет желания искать причину их возникновения в себе: задавать вопросы и искать ответы на них, потому что нет доверия себе. Это бывает в том случае, когда человек идеализирует свой положительный опыт, а при получении другого варианта, не соответствующего его представлению, он не соглашается с ним и продолжает настаивать на своем варианте. Поскольку найденная информация не подтверждена личным опытом, она для него новая. В этот момент возникает желание отказаться от поиска и решить задачу уже испытанным способом. Например: надо сходить к директору и договориться о чем-то, это для меня новое. Я говорю: «Нет, я не могу, боюсь» и т.д. Дальше действую по опыту, обращаюсь к подруге: «Ты умеешь, у тебя опыт есть… ты сходи». В этом случае мы не стараемся сделать что-то новое для себя и не видим вреда от этого. Мы не выполняем свою задачу, не учимся чему-то новому, не обретаем на простых ситуациях положительный опыт, способности. Происходит затягивание, которое постепенно перерастает в проблемы. Важно понимать, что все происходит не случайно, и пытаться осмысливать каждую ситуацию.

Мы часто говорим, что мы «строим дом» внутри себя. Так вот, каков хозяин, такой дом он и выстроит. Хороший хозяин старается содержать свой дом в чистоте. Это значит, приучая себя к аккуратности в своем «доме», человек приобретает опыт самоконтроля при обдумывании. Таким образом обретается чистота, которая помогает нам в жизни более быстро принимать разумные решения. Работа над собой – это наведение порядка внутри себя.

Важно научиться по ходу жизни рассуждать, анализировать свое поведение, и тут же его корректировать - во время ситуации и после ситуации. Искать не разные методики, а стараться видеть привычки и зависимости, создающие препятствия в жизни.

У некоторых людей формируется заблуждение «Чтобы я смог решить свою задачу, мне должны объяснить, рассказать, как это сделать». Это приводит к поиску авторитетного человека, который может оказать в этом помощь, а потом - к зависимости от него. Получается, что человек не верит в действие нравственных законов мироздания: «ищущий – найдет», «безвыходных ситуаций не бывает», «знание и уверенность приводят к положительным результатам» и т.д.

Выбор способов работы над собой определяется самим человеком по разумности.

Через работу над собой человек обретает:

во-первых, уверенность,

во-вторых, он крепнет в своих решениях, в осознании того, что он поступает правильно, и что его действия полезные, необходимые для него самого и для людей.

Бывает, что причины устранены, и найден положительный выход (как поступать правильно), но ещё нет достаточного навыка, и проблема не решается, т.к. человеку требуется время, чтобы приобрести определенный опыт поступать по-новому (правильно). Здесь необходимо контролировать свое поведение и отмечать положительные изменения. Укрепление уверенности дает понимание того, что разумное осуществится, появляется целеустремленность к работе над собой и сила.

Знание нравственных законов также укрепляет веру и помогает человеку не войти в чувственное состояние.

С какими трудностями встречается человек при работе над собой?

  • Если человек не видит себя со стороны, то создается иллюзия, что все хорошо. А разбор ошибки начинается, когда ты ее видишь.
  • От чего зависит мотив наших поступков? От нашего мировоззрения - от того, чем мы руководствуемся: знаниями или заблуждениями, от нашего опыта. Бывает, что человек не желает видеть свои недостатки. Иногда это связано со страхом увидеть себя в невыгодном свете, за которым последует негативное отношение окружающих. Человек в таком случае ведет себя, как страус, который прячет голову в песок. Но люди как раз чаще всего «оценивают» нас по нашим поступкам, которых не спрячешь. Поэтому видеть ошибки в своем поведении, разбираться в причинах их совершения нужно и важно прежде всего нам самим, чтобы больше не совершать их и не причинять вред другим и себе.
  • Бывает, что человек не понимает смысла действия, или нет желания делать. Он считает, что кто-нибудь другой сделает.
  • Человек сравнивает себя с другими. Но у каждого человека на данный момент времени – разные жизненные задачи, поэтому сравнивать себя с другими бессмысленно. Сравнение приводит к усугублению взаимоотношений в коллективе или лицеприятию, это нарушает общую целостность взаимодействия в коллективе. Каждый из нас может сделать тот посильный вклад, к которому он готов. Важно видеть свою готовность.
  • Также трудность возникает, когда человек не хочет устранять отрицательные черты характера, потому что они ему удобны, они его устраивают. Например, человек всю жизнь был безынициативным, другие за него думали, решали, брали на себя ответственность, а он же, в лучшем случае, был им помощником и чувствовал себя при этом комфортно. Зачем же ему тогда меняться? Вдруг будет плохо, ведь говорят же, что «инициатива наказуема». Знание этических законов поможет разобраться в сути происходящего.
  • Существует этапность в обретении положительного опыта: сначала необходимо увидеть возможность положительного действия, начало этого действия приводит к умениям, повторение этого действия приводит к навыкам, а затем к способности.
  • Одна из трудностей при работе над собой - это теоретическое рассматривание и анализирование конкретных случаев, событий, и нахождение положительного выхода «общего характера», без конкретной привязки к случаю. Происходит поверхностное рассмотрение ошибок.
  • Трудности в работе над собой возникают, когда цель работы – корыстная. Например, заблуждение «Если я устраняю ошибки, влияющие на проблемы в организме, то у меня должно поправиться здоровье». Такое мнение сужает видение ситуации, потому что здесь работа над собой направлена только на изменение тела, а не на изменение черт характера, образа жизни.

l     Другое заблуждение, мешающее работать над собой: «Я вижу свою ошибку, понимаю, что это плохо, но работать над этим некогда».

Уже говорилось, что работа над собой - это процесс, а значит, его можно и нужно контролировать постоянно. Мешают этому: суета, лень, эйфория или отчаяние, привычка работать только в отведенное для этого время, а если не получается, то возникает страх: «Я не успеваю работать над собой». При этом сама работа над собой так и не начинается.

l     Мешает работать программа: «У меня нет проблем, зачем мне выдумывать специальные задачи для себя». Такая установка подстрекает человека на самонадеянность, самодостаточность, что приводит к непредусмотрительности: «Все само решится». Находясь в иллюзии, что можно без действий как-то изменить себя или ситуацию, человек уходит в мистику и в суеверия.

l     Трудности возникают, когда по возникшей ситуации человек видит проявления актуальной, свойственной ему отрицательной черты характера, но отвлекается на другие направления и не работает по этой черте характера.

Положительное решение будет в том случае, если идет работа по актуальным ошибкам, что дает возможность в будущем их не совершать.

l     Когда человек видит ошибки, у него появляется желание их исправить, и он находит варианты исправления их. Когда желание не подтверждается действиями, то нет и результата.

l     Работать над собой мешает ЛЕНЬ. Чтобы появился интерес и желание выполнять дела, есть такой способ: приступить к делу и в процессе его выполнения анализировать причины, препятствующие видению смысла этого дела и раскрытию интереса к нему.

 

Вывод:

1) Целенаправленная работа над собой приводит к объективному восприятию себя и окружающего мира. Человек действует согласно нравственному закону защиты: «Не совершающий ошибки не подвержен нападению».

2) Работа над собой — это выбранный человеком образ жизни (где бы ты не находился, что бы ты не делал, ты постоянно стремишься видеть свои недостатки и положительные их изменения, ищешь оптимальные варианты решений, и видя слабые стороны других людей, стараешься им помочь и т.д.)

 

Чтобы исправить ошибку, справиться с привычкой или недостатком, нужно:

1. Признать эту ошибку за собой, вспомнив конкретные случаи, и постараться понять причины ее совершения.

2. Осознать вред, нанесённый проступком, проявлением недостатка другим людям, делам, окружающему миру, самому себе. Для осознания вреда можно вспомнить не только реальные последствия проступка – испорченные взаимоотношения, нерешённые задачи, болезни и другие проблемы, но и подумать о том, к чему может привести этот недостаток в его крайних проявлениях. Например, агрессия – к войне, раздражительность – к разрушению семьи или коллектива, потере друзей.

3. Принять решение с данного момента не повторять ошибку или проступок. Свое сожаление о совершенном проступке и решение больше его не совершать нужно мысленно проговорить. Например: «Я сожалею, что так сделал. Постараюсь больше так не делать.»

4. Понять, как нужно было поступить в рассматриваемой ситуации, чтобы не совершить этой ошибки.

5. Контролировать выполнение принятого решения.

 

По материалам сборника "РАЗУМНЫЙ ВЫБОР". Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А. и др. - Новосибирск: Издательство НПФ "Бэсттек-Авиа", 2008. - 52с.

© Баландина Т.В., Маклаф-Рабах Е.В., Кудрявцева Э.А., 2008.

© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2013.

FaLang translation system by Faboba